ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

АБДО, МУХАММАД (1849–1905), богослов и общественный деятель, представитель реформаторского движения в исламе, ученик и сподвижник Джамал ад-Дина ал-Афгани. Родился в небольшой деревне близ Даманхура (Нижний Египет) в семье зажиточного крестьянина. Начальное образование получил в родительском доме. Большое влияние на формирование религиозных взглядов Абдо оказал его дядя, суфийский шейх (суфизм широко распространен в египетских деревнях). Некоторое время Абдо вел замкнутую, аскетическую жизнь, отдалившись, следуя учению суфиев, от реальной действительности. Эта увлеченность суфизмом выразилась в его ранних трактатах (Трактат о мистическом вдохновении, 1874, посвящен изложению доктрины Ибн Араби). Абдо привлекала нравственная сторона учения суфиев, требование нравственного самосовершенствования, обретения внутренней веры и критическое отношение к официальной догматике, внешней религиозности. Впоследствии Абдо отмечал и негативные стороны современного ему суфизма – увлечение формальной обрядностью в ущерб моральности поведения и мысли, порицание устремлений, связанных с земной жизнью, земными интересами, а также поощрение нищенства. Освободиться от увлечения мистицизмом помог ему ал-Афгани. Абдо стал выступать против характерного для суфизма культа святых, приравниваемых иногда к Богу (что противоречит учению ислама о единобожии). Резко, как мошенничество осуждал Абдо и веру суфиев в чудотворство. В 1881–1882, занимая должность директора Департамента печати Египта, он даже запретил издание известного трактата крупнейшего средневекового суфия Ибн Араби Мекканские откровения, посчитав его вредным для широкой публики. Свою верность этому учению Абдо выразил в призыве вернуться к первоначальному, «истинному» суфизму. Уехав из деревни в Каир и окончив «ал-Азхар», общемусульманский центр традиционного образования и наук, Абдо включился в политическую жизнь столицы.

Абдо принял участие в поднятом Ораби восстании 1881 года против «беззакония турецкого правительства, разорившего страну», против англо-французского вмешательства во внутренние дела страны и за провозглашение Египта независимой республикой. В 1883 за участие в восстании Абдо был выслан из Египта. Находясь в Париже, он вместе с ал-Афгани создал тайное общество «Наикрепчайшая связь», выпускал газету с тем же названием. В 1888 возвратился в Каир и вскоре стал главой административного совета «ал-Азхара». Ввел в программу преподавание светских дисциплин (математики, истории, географии). В 1889–1904 занимал пост главного муфтия Египта. Вся общественная деятельность Абдо в этот период была направлена на обновление ислама, реформирование мусульманского законодательства и судопроизводства. Абдо издал фетву (решение муфтия), позволяющую делать вклады в банки и получать с них процент, что ранее, согласно шариату, было запрещено как ростовщичество. Выступая за независимость Египта от Османской империи и от Запада, Абдо как политик-прагматик придерживался и идей национализма («Египет для египтян»), и идей панисламизма, воссоздания Халифата во главе с османским султаном. Сотрудничал с англичанами, за что его называли «самым большим среди египтян англофилом». Призывал учиться у Запада, овладевать новыми достижениями науки, права, государственной организации. «Мусульмане не могут жить в изоляции, они должны быть вооружены тем, чем вооружены другие», – писал Абдо. «Мы обязаны изучать практику других религий и государств для того, чтобы раскрыть секрет их прогресса. Наш первейший долг состоит в том, чтобы распространять научные достижения в нашей стране».

Критикуя закосневший, не способный к реформам современный ему ислам, Абдо в то же время прославлял ислам как высшее достижение духа. Модернизация ислама, считал Абдо, возможна только при признании незыблемости Корана как «священной опоры» мусульманского общества. В то же время Абдо боролся с приверженцами «таклида», традиционалистами, которые отвергали право свободного, рационалистического толкования догм, выступал против слепой веры в схоластическое учение, созданное поздними теологами. Стремление дать рационалистическую интерпретацию Корана выразилось в написании пятитомного, к сожалению, не законченного труда Комментарии к Корану, считающегося наиболее авторитетным современным «тафсиром» (комментарием), и трактата Послание о единобожии. Абдо считал необходимым освободить людей от засилья предрассудков, открыть им истинное знание вещей. Отвергая понимание религиозной веры как только внутреннего состояния, Абдо подчеркивал ее необходимую связь с практическими действиями. «Гордость за великое прошлое должна перерасти в строительство своего настоящего и будущего». По убеждению Абдо, условиями создания независимого Египта должны были стать постепенное преобразование общества, просвещение народа, реформы в направлении парламентской демократии и обновление религии.

Умер Абдо в Александрии 11 декабря 1905.

ЛИТЕРАТУРА

Степанянц М.Т. О религиозных взглядах Мухаммада Абдо. – В кн.: Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974
Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта. М., 1989

Яндекс.Метрика