ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

ЛАКРУА, ЖАН (Lacroix, Jean) (1900–1986), французский философ-персоналист, моралист и историк философии. Родился 23 декабря 1900 в Лионе; среднее образование получил в доминиканском коллеже и в коллеже иезуитов, а высшее – в Лионском католическом университете, где ему были присвоены степени лиценциата словесности и лиценциата права. После завершения высшего образования Лакруа заинтересовался философией и поступил в Сорбонну, где под руководством Л.Брюнсвика подготовил и в 1927 защитил диссертацию на степень агреже. В этот период познакомился с Лабертоньером, чьи труды, в особенности работа о персонализме, оказали сильное влияние на Лакруа, как и сочинения Мориса Блонделя, о котором позже написал книгу (Maurice Blondel, 1963). Глубокое воздействие на Лакруа, как и на французский персонализм в целом, оказала также концепция Бергсона, хотя по ряду вопросов Лакруа полемизировал с ним в своих работах.

Встреча в 1928 с Э.Мунье положила начало долгому сотрудничеству, которое сыграло важную роль в философской судьбе Лакруа. Совместно они основали в 1932 журнал «Дух» («Esprit»). Лакруа был членом редакционного комитета журнала и продолжал эту работу после смерти Мунье (1950). Многочисленные статьи Лакруа, помещенные в этом журнале, были посвящены социально-политическим проблемам, роли права и демократии, социализма и синдикализма, вопросу об ответственности христиан в современном мире и др. Некоторое время Лакруа был профессором Дижонского лицея, а в 1937 вернулся в Лион, где преподавал до 1968. Основал местную организацию движения «Esprit». С 1945 по 1980 вел раздел философской хроники в газете «Мир» («Le Monde»). Наиболее важные из его статей и заметок об интеллектуальной жизни Франции, о нравственных и социальных проблемах, собранные за тридцать лет, были опубликованы в книгах Панорама современной французской философии (Panorama de la philosophie française contemporaine, 1968) и Чувства и нравственная жизнь (Les sentiments et la vie morale, 1952). Лакруа часто читал лекции за рубежом – в Бельгии, Швейцарии, Канаде, Латинской Америке.

Лакруа развивал новый рационализм, или философию духа, которая признает значимость сфере «дорефлексивного». В центре размышлений Лакруа – личность, ее свобода, отношения с другими людьми и с Богом. Персонализм, полагает он, – это не какая-то определенная концепция, а духовная ориентация, свойственная многим философским учениям прошлого и настоящего. О личности размышляли Платон и Августин, Декарт и Кант, Прудон и Маркс. Лакруа неоднократно заявлял о приверженности традиции французского рационализма с ее рефлексивным методом, понимая рефлексию как сам акт духа. Одним из важнейших истоков персонализма он считал философию Декарта, учение о cogito, причем подчеркивал значение сомнения как необходимого и фундаментального осуществления свободы личности, героического элемента воли. В сомнении открывается бесспорный характер человеческого бытия; индивид, раскрывая себя в своем мышлении, осознает самого себя как личность. Таким образом, мышление и бытие – исходная точка личности. Другой исток персонализма – концепция Канта, его идеи о достоинстве, значимости личности, о том, что она представляет собой не средство, а цель.

Личность, по Лакруа, существует в постоянном диалоге с собой, с другой личностью и с Богом. Она никогда не дана себе полностью, а есть непрестанное самосозидание. Личность живет в своих внешних формах, но ни одна из них ее не исчерпывает. Всякая подлинно человеческая деятельность, подлинное мышление – диалог. Нравственный выбор, осуществляемый волей, побуждает личность к ориентации на сообщество и на другую личность. В ней всегда сосуществуют и противоборствуют две тенденции: стремление к индивидуализму и тяга к сообществу. Лишь в отношении с другим личность обретает смысл существования, собственную внутреннюю свободу. Одной из важнейших характеристик личности Лакруа считал ее социальную вовлеченность – причастность семье, родине, человечеству. Такая позиция, общая всем представителям персонализма, определила их интерес к социальным и политическим проблемам времени, выдвижение идеи о революции, осуществляемой на двух уровнях – на уровне самой личности и на уровне социальных институтов, сообществ, членом которых она является. Вовлеченность глубинным образом связана с другой способностью личности – к трансцендированию, выходу за пределы самой себя. Пребывая в постоянном развитии, в диалоге с собой и другими, личность вступает и в диалог с Богом – единственным Другим, который может обосновать реальность отдельного субъекта, «я», и дать ему возможность открыться себе подобным, создав отношение «мы». Лакруа боролся против чистого сверхнатурализма, считая, что задача состоит в развитии постоянного диалога Воплощения и Трансцендирования, где посредниками выступают такие институты, как семья, труд, государство, право. В такой трактовке воплощения он следовал идеям одного из своих учителей – М.Блонделя.

В ряде работ Лакруа исследовал нравственные проблемы и этические понятия с учетом того, что было внесено в эту тематику кантианством, анархизмом, марксизмом, экзистенциализмом и др.

Среди других трудов Лакруа – Застенчивость и отрочество (Timidité et adolescence, 1936); Путь Духа (Itinéraire Spirituel, 1937); Личность и любовь (Personne et amour, 1942); Сила и слабости семьи (Force et faiblesses de la famille, 1948); Личное призвание и национальная традиция (Vocation personnelle et tradition nationale, 1942); Смысл современного атеизма (Le sens de l"athéisme moderne, 1958); История и таинство (Histoire et mystère, 1962); Социология Огюста Конта (La sociologie d"Auguste Comte, 1956); Марксизм, экзистенциализм, персонализм (Marxisme, existentialisme, personnalisme, 1950); Неудача (L"Echec, 1964); Демократия и кризис цивилизации (Démocratie et la crise de la civilisation, 1965); Персонализм как анти-идеология (Le personnalisme comme anti-idéologie, 1972).

Умер Лакруа в Лионе 27 июня 1986.

Ирина Блауберг

Яндекс.Метрика