В своих работах Лавель ратовал за автономию собственно философского, метафизического знания в противовес иным критериям научным, социологическим и т.п., выдвигавшимся мыслителями его времени. Вместе с Рене Лесенном основал в 1934 серию публикаций под общим названием «Философия духа», целью которой было восстановить в правах дух, рассматриваемый как вечный источник самого себя, а следовательно, всех операций мышления и воли. Лишь чистая философия, философия духа, полагал Лавель, может помочь человечеству понять его судьбу и способствовать победе духовных ценностей над потребностями тела. Наука вполне суверенна в своей собственной сфере, но, умножая способы человеческой деятельности, она не может объяснить человеку моральные принципы действия. Поэтому в сфере духа она подчиняется морали, основанной на любви к ценностям и подводящей человека к миру бытия, т.е. к самому источнику и действия, и ценностей. В концепции Лавеля философия понимается как рефлексия духа над реальностью, неотделимая от рефлексии духа над самим собой, посредством которой он и конституирует самого себя в качестве духа. Философия не является, следовательно, энциклопедией знаний, как дух не есть абстрактная спекуляция: это духовный опыт, составляющий важнейшую часть внутреннего опыта субъекта. Исходный пункт этого опыта интуиция бытия как первичной, живой и всеохватывающей реальности. При этом субъект трактуется Лавелем как прежде всего субъект воления, желания, действия. Воля, по Лавелю, это само бытие, рассмотренное в его истоках. Внутренний опыт индивида, постигающего бытие через посредство воления и действия, представляет собой предпосылку самореализации и свободы человека, а также служит залогом достоверности первопринципов философии и выводимых из них следствий. Но при постижении смысла вещей субъекту требуется свидетельство других субъектов, других духов, с которыми он объединен в силу их общей причастности бытию и от которых отделен самими вещами.
В работе Диалектика вечного настоящего. О Бытии (La dialectique de l"éternel présent. De l"Etre, тт. 14, 19281952) Лавель излагает онтологическую концепцию, на которой, с его точки зрения, должна базироваться психология. Бытие представлено здесь в его полноте, как содержащее в себе все реальность и видимость, истинное и иллюзорное. В сфере самого бытия нет какой-либо иерархии, нет отдельных уровней; все сотворенное причастно бытию творца.
Лавель проявил себя и как исследователь современной ему философии. В работе Французская философия между двумя войнами (La philosophie française entre les deux guerres, 1942) он дал краткое, но содержательное и емкое описание философских концепций рассматриваемого периода, в том числе учений Бергсона, Блонделя, Леруа и др.
Среди других его работ Самосознание (La conscience de soi, 1933); Всеобъемлющее присутствие (La présence totale, 1934); Я и его назначение (Le moi et son destin, 1936); О действии (De l"Acte, 1938); Заблуждение Нарцисса (L"Erreur de Narcisse, 1939); Зло и страдание (Le Mal et la souffrance, 1940); О времени и вечности (Du temps et de l"éternité, 1945); Введение в онтологию (Introduction à l"ontologie, 1947); Трактат о ценностях (Traité des valeurs, 2 тома, 19511955), О человеческой душе (De l"âme humaine, 1952); Панорама философских учений (Panorama des doctrines philosophiques, 1967).
Умер Лавель в Парранке 1 сентября 1951.
Ирина Блауберг
ЛУИ ЛАВЕЛЬ