ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

ПАРОДИ, ДОМИНИК (Parodi, Dominique) (1870–1955), французский философ-спиритуалист. Родился 2 мая 1870 в Генуе. Получив после завершения высшего образования ученую степень по философии, преподавал в Родезе, Лиможе, Бордо, Руане, а затем в Сорбонне. Был инспектором Парижской Академии (1917–1919), генеральным инспектором народного образования (1919–1938). Член Академии моральных и политических наук (1945). Кавалер Ордена Почетного легиона. Умер Пароди в Париже в 1955.

Разрабатывая свою концепцию, Пароди опирался, вопреки позитивистским тенденциям, преобладавшим во французской философии конца 19 – начала 20 вв., на идеи Лашелье, Бутру, Бергсона и Гамлена. Основную задачу он видел в преодолении позитивизма с помощью «интегрального рационализма», т.е. обновленного критического идеализма, который, вполне согласуясь с научными устремлениями эпохи, мог бы стать посредником между различными, порой противоречащими друг другу направлениями мысли. Такая концепция, полагал он, даст возможность сохранить основные достижения бергсонизма, утвердить своеобразие и творческий характер духа, примирив в то же время разум и интуицию, разведенные прежде Бергсоном. Ведь разум в своих операциях всегда исходит из неких интуитивных, недоказуемых положений; в то же время интуиция может обрести объективное значение лишь тогда, когда ее данные проверяются и подтверждаются разумом. В противном случае она остается, как это было у Бергсона, лишь состоянием субъективной уверенности, к тому же всецело чувственного плана. Эти проблемы Пароди рассматривает, в частности, в работе Современная философия во Франции (La philosophie contemporaine en France, 1919).

В ряде работ Пароди изложил свою этическую концепцию, основанную на идеях интегрального рационализма. Опираясь на Канта, он стремился доказать, что рационализм, дающий обоснование человеческим поступкам, необходим в сфере морали. Обновленный идеализм, деляющий упор не на бесстрастное созерцание, а на активное действие, способен сыграть важную роль в этической ориентации человека. Излагая эти вопросы в работе Моральная проблема и современное мышление (Le problème moral et la pensée contemporaine, 1925), Пароди отвергает как утилитарную мораль, так и кантовский этический ригоризм и показывает, что ни одна традиционная метафизическая концепция не смогла избежать антиномий в трактовке моральной жизни. Эта тема находит развитие в книге Психологические основы моральной жизни (Les bases psychologiques de la vie morale, 1928), где Пароди показывает, что моральный рационализм вполне совместим с бергсоновской концепцией: основу моральной жизни составляет жизненный порыв, но он постижим с помощью разума, поскольку жизнь и разум фактически продолжают друг друга.

Прилагая свои рационалистические принципы к сфере политики, Пароди отстаивал с этих позиций демократические взгляды и подверг критике различные формы реакции во Франции, в том числе националистическое движение «Аксьон франсэз». Этим вопросам посвящены его книги Традиционализм и демократия (Traditionalisme et démocratie, 1909); Человеческое поведение и социальные ценности (La conduite humaine et les valeurs sociales, 1938); Политическая проблема и демократия (Le problème politique et la démocratie, 1945).

Ирина Блауберг

Яндекс.Метрика