ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

РАУ, ФРЕДЕРИК (Rauh, Frédéric) (1861–1909), французский философ и теоретик морали. Родился в Сен-Мартен-ле-Вину 31 марта 1861. В 1881 поступил в Высший педагогический институт, а в 1890 защитил докторскую диссертацию, которая в том же году была опубликована под названием Опыт о метафизическом основании морали (Essai sur le fondement métaphysique de la morale). Некоторое время Рау преподавал в провинциальных лицеях, а затем стал профессором Тулузского университета. С 1901 вел курсы в Сорбонне и Высшем педагогическом институте, где годом ранее заместил Бергсона. C 1903 – профессор Сорбонны.

В творчестве Рау, одного из наиболее значительных представителей моральной философии во Франции конца 19 в., можно выделить два этапа. Первоначально он следовал традициям спиритуализма Бутру, Лашелье и Равессона и в докторской диссертации, подготовленной под руководством Бутру, проводил идею о том, что фундаментом подлинной морали является религиозная метафизика; отвергал натуралистическое обоснование морали, защищал идею свободы в противовес детерминистским установкам в этике. Но затем философская позиция Рау претерпела существенную эволюцию, обусловленную развитием научного, в том числе экспериментального знания, в котором Рау увидел ключ к решению проблем философии и морали. Главной своей задачей он считал теперь создание позитивной и научной морали. Эта задача, полагал он, выполнима, поскольку между наукой и моралью нет непроходимой пропасти; моральная достоверность и достоверность научная имеют много общего. Хотя моральные принципы абсолютны, их применение в реальных ситуациях зависит от множества факторов, всегда новых и непредвиденных, а потому обобщения здесь малопригодны. В морали, как и в науке, необходим контакт идей с опытом, а возникающие в результате истины носят лишь относительный характер. Ситуации, в которые попадает человек, он должен критически испытывать на опыте, подобно тому, как это делает ученый. Лишь тогда вечные моральные истины смогут сыграть свою роль в реальной жизни, послужить обоснованием живого, современного идеала. Эти проблемы рассматриваются в главной работе Рау Моральный опыт (Expérience morale, 1909).

Ратуя за последовательное проведение научной установки во всех областях жизни, связывая свои надежды с наукой и отрицая значимость метафизики в жизни и деятельности людей, Рау в то же время не отождествлял свой подход с позитивистским: позитивизм Конта Рау критиковал, как и концепцию Дюркгейма, в противовес которому подчеркивал персональный и творческий характер морали и приоритет прав индивида по отношению к обществу.

Рау активно участвовал в движении за реформы народного образования, что нашло отражение в работе Психология в применении к образованию (Psychologie appliquée à l"éducation, 1900). Последний свой труд, Идея опыта (L"idée de l"expérience), он не успел завершить.

Среди других его работ – О методе в психологии чувств (De la méthode dans la psychologie des sentiments, 1899); Психология в ее приложении к морали и воспитанию (Psychologie appliquée à la morale et à l"éducation, 1900).

Умер Рау в Париже 20 февраля 1909.

Ирина Блауберг

Яндекс.Метрика