ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

РАВЕССОН-МОЛЬЕН, ЖАН ГАСПАР ФЕЛИКС (Ravaisson-Mollien, Jean Gaspard Félix) (1813–1900), обычно называемый Феликсом Равессоном, французский философ, археолог и историк искусства. Родился в Намюре 23 октября 1813. Учился в коллеже Роллен, где получил почетный приз на общем конкурсе в 1833 и степень агреже в 1836. Спустя год удостоился награды Академии моральных и политических наук за работу о метафизике Аристотеля. В 1838–1840 – профессор философии в Ренне. В 1840 Равессону была присуждена степень доктора словесности за диссертацию О привычке (De l"habitude), получившую высокую оценку в философских кругах, в том числе В.Кузена. Был генеральным инспектором публичных библиотек с 1839 до 1853. С 1853 до 1880 – генеральный инспектор системы высшего образования. Кавалер ордена Почетного легиона (1862). Член Академии моральных и политических наук (с 1880), куратор классических древностей в Лувре (с 1870).

Основные идеи философии Равессона сформировались под влиянием Мен де Бирана и Шеллинга, курс лекций последнего, посвященный отношениям природы и духа, он прослушал в Мюнхене. Следуя Мен де Бирану, Равессон развил концепцию Шеллинга, усилив ее волюнтаристический момент: свободную волю он считал наиболее существенным элементом действительности. Главный метод познания Равессон видел в интроспекции, а индивидуальный опыт рассматривал как основу познания. Одним из существенных фактов опыта является, по Равессону, привычка, открывающая индивиду неразрывную связь духа и материи. Отчетливое сознание предполагает определенный разрыв между идеей какой-либо цели и ее реализацией, заполняемый рефлексией; в привычке этот разрыв сокращается, а затем вообще исчезает; привычка – акт разумный, но не осознаваемый.

Природа – не слепая и механическая сила, в ней доминирует желание, которое непосредственно воспринимает свой объект; в этом и заключается основание ее связи со свободой. Еще до того, как Равессон приступил к работе над диссертацией, Равессон написал труд об Аристотеле, которому придал завершенную форму в Опыте о метафизике Аристотеля (Essai sur la métaphysique d"Aristote, 1837–1846). Здесь, опираясь на аристотелевскую критику теории идей Платона, он объясняет движение и жизнь природы желанием, которое увлекает ее к интеллекту, понимаемому как реальность, а не как абстракция, не как идеи Платона.

В книге Венера Милосская (La Venus de Milo, 1862) Равессон показывает, как под внешней строгостью форм постигается внутренняя гармония произведения искусства. Универсальная гармония – как бы божественная благодать, разлитая в вещах; такова и сама сущность природы. Бог передает природе и универсуму только часть своего совершенства, чтобы дать им возможность самостоятельно развиваться, достигая все более высоких ступеней.

Среди других работ Равессона: Доклад о стоицизме (Rapport sur le stoïcisme, 1851), Философия во Франции в 19 веке (La philosophie en France au XIX-e siècle, 1868), Мораль и метафизика (Morale et métaphysique, 1893). Равессон считается учителем Ж.Лашелье.

Умер Равессон в Париже 18 мая 1900.

Ирина Блауберг

Яндекс.Метрика