ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

ВАЙЛЬ, ЭРИК (Weil, Eric) (1904–1977), французский философ. Родился в Пархиме (Германия) 8 июня 1904. Учился в университетах Гамбурга и Берлина. Под руководством Эрнста Кассирера подготовил и в 1932 защитил диссертацию, посвященную философии Пьетро Помпонацци. Будучи по происхождению евреем, вынужден был в 1933 эмигрировать во Францию. В начале Второй мировой войны был мобилизован, попал в плен. После войны работал в Национальном центре научных высших исследований (1946–1956), затем преподавал философию в университетах Лилля (1956–1968) и Ниццы (1968–1974). Доктор honoris causa Мюнстерского университета (1969).

После войны Вайль основал в Париже вместе со своими единомышленниками журнал «Критика» («Critique»), где публиковал статьи, эссе, рецензии по проблемам моральной и политической философии, философии истории и образования, а также истории философии. Из философов прошлого наибольший интерес у него вызывали Аристотель, Кант и Гегель. Политической философии Гегеля посвящена его работа Гегель и государство (Hegel et l"Etat, 1950), концепция Канта рассматривается в Кантианских проблемах (Problèmes kantiens, 1963). Свою философскую концепцию Вайль строил, следуя классикам, как систему категорий. Эта система представлена в работе Логика философии (Logique de la philosophie, 1950), где философия понимается – в плюралистическом плане – как совокупность равноправных философских установок, дискурсов, описывающих реальность под тем или иным углом зрения и выраженных в соответствующих фундаментальных категориях. Каждая из таких категорий, по Вайлю, утверждает определенный смысл, но не может объять смысл всей реальности в ее целостности; в различных философских учениях на первый план может выступить та или иная категория, например Абсолют у Гегеля, но в любой концепции имеются все категории, что обеспечивает возможность коммуникации. В разработанной Вайлем системе исходной является категория истины, затем следуют категории бессмысленного, истинного-и-ложного, достоверного и др.; венчает всю конструкцию категория действия. В конечном счете логика развертывания категорий приводит к обоснованию деятельности как способа реализации человеком всех своих возможностей; смысл человеческой деятельности и должна истолковать философия.

В основе любой деятельности лежит акт свободного выбора, но этот выбор может быть сделан, по Вайлю, и в пользу разума (чему соответствует способ существования мудрого человека), и в пользу насилия – последнее выступает в многочисленных формах в жизни человека и общества. Задача философии – победить насилие, противопоставив ему рациональное действие, прежде всего в сфере морали и политики; помочь человеку сделать свою жизнь осмысленной и понять окружающую реальность. Эти темы развиваются Вайлем в работах Политическая философия (Philosophie politique, 1956) и Моральная философия (Philosophie morale, 1961); здесь рассматриваются проблемы специфики моральной деятельности и нравственного требования, соотношения морали и политики, отношения внутренней свободы человека и его социального состояния.

В 1970–1971 вышел в свет двухтомник Вайля Лекции и эссе (Essais et conférences), объединивший его работы, которые были ранее опубликованы в журнале «Философские исследования» («Recherches philosophiques»), издававшемся А.Койре, и в журнале «Критика».

Умер Вайль в Ницце 1 февраля 1977.

Ирина Блауберг

Яндекс.Метрика