ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

ВАН ЧУН, Ван Чжунжэнь (27 – ок. 97–107), китайский философ-энциклопедист, с радикально натуралистической и рационально-критической позиции осмысливший основные достижения предшествующей философской мысли разных направлений. Родился в 27 в уезде Шанъюй области Куайцзи (Гуйцзи, совр. провинция Чжэцзян) в незнатной и бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо (отца Бань Гу, 32–92). Был мелким чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в нищете. Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна – Лунь хэн (Взвешивание рассуждений) – построено на сопоставлении («взвешивании») конкурирующих филоcофских взглядов.

Основное значение Ван Чуна в истории китайской философии состоит не столько в создании оригинального учения, сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемического антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирическим данным обыденной жизни и естественных наук (особенно астрономии и медицины). В традиционных классификациях Ван Чуна, несмотря на его близость к конфуцианству, обычно относят к «эклектикам», или «энциклопедистам» (цза цзя). В его натурфилософии прослеживается влияние даосизма (трактовка миропорядка – «небесного дао» в категориях спонтанной «естественности» – цзы жань и «недеяния» – у вэй1) и инь-ян цзя (универсальный дуализм сил инь ян в духе воззрений, представленных в Чжоу и). Этико-социальные взгляды Ван Чуна сложились под воздействием доктрин конфуцианства (идеология строго иерархизированного общества и государства, регулирующего «[индивидуальную] природу» – син1 и чувства людей с помощью этико-ритуальной «благопристойности» – ли2 и «музыки»-юэ) и легизма (признание законов – фа1 в качестве необходимого дополнения к «благопристойности» и отказ от принципа абсолютного приоритета «древности» – гу2 перед современностью). Непосредственными предшественниками Ван Чуна, на идеи которых он опирался, были Ян Сюн (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.) и Хуань Тань (1 в. н.э.), a главными объектами критики – школа Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) и оракуло-апокрифические сочинения (чэнь вэй). В полемике с их телеологической концепцией волевой деятельности Неба (тянь) и возможности обратного воздействия человека на ход природных процессов Ван Чун утверждал идею вневолевой спонтанности естественного порядка вещей, что привело его к признанию полной детерминированности человеческого существования чисто природными факторами. Судьбу он трактовал как врожденно «предопределенную» (мин1) неизбежность, oтделяя от нее понятие этического воздаяния (счастьем за добро и несчастьем за зло). Небо в онтологическом плане Ван Чун определял как бестелесное скопление газообразной «пневмы» (ци1), а в космологическом плане – как «тело (ти1), не являющееся пневмой» (в духовном смысле), что соответствовало астрономическим представлениям о «крышкообразном небе» (гай тянь), представлявшемся твердой полусферой. Единство мира, по Ван Чуну, обусловлено универсальной динамичной субстанцией – «изначальной пневмой» (юань ци1), которая представляет собой «эссенциальную (цзин3) утонченность Неба и Земли» и лежит в основе самозарождения всех материальных и духовных явлений, различающихся степенью ее чистоты и густоты. Жизнь и психика, по Ван Чуну, присущи эссенциальному состоянию самой «пневмы». Эта концепция в наиболее развитой форме выражает представления и кoнфуцианцев (Мэн-цзы), и даосов (Чжуан-цзы) об универсальном характере «пневмы». Использованная Ван Чуном для опровержения религиозных представлений о духах и достижении бессмертия аналогия между сгущением и рассеянием пневмообразований (вещей и людей) и превращением в лед и таянием воды стала популярной в китайской философии (особенно в неоконфуцианстве начиная с Чжан Цзая, 1020–1078). В человеке «пневма» воплощается как несущая в себе неизменное предопределение «[индивидуальная] природа». Ван Чун синтезировал взгляды предшествующих конфуцианцев (Мэн Кэ, Сюнь Куана – 4–3 вв. до н.э. и Ян Сюна) на «природу» человека, считая ее «доброй» (шань) у людей «выше среднего» уровня интеллектуальных и моральных качеств, «злой» (э) – у людей «ниже среднего», доброй и злой – у «средних» людей, но отрицал, что «врожденное знание» (шэн чжи, син чжи) является фактором, определяющим различие типов людей. Психические способности человека, по Ван Чуну, коренятся в его кровеносной системе и определяются материальными условиями среды. Следуя концепции всеобщих трансформаций Чжоу и, Ван Чун трактовал историю человеческого общества как циклическую смену господства «культуры» (вэнь) и смуты, не зависящую от качеств правителя.

ВАН ЧУНВАН ЧУН

ЛИТЕРАТУРА

Петров А.А. Ван Чун – древнекитайский материалист и просветитель. М., 1961
Кривцов В.А. Эстетические взгляды Ван Чуна. – Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961
Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969
История китайской философии. М., 1989
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Великие мыслители Востока. М., 1998

Яндекс.Метрика