ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

ЯНЬ ЮАНЬ, Ичжи, Хуньжань, прозвище Сичжай, китайский философ и ученый, вместе со своим учеником Ли Гуном (1659–1733) основавший «школу Янь.[Юаня] – Ли [Гуна]» (Янь Ли [сюэ] пай). Родился 27 апреля 1635 в селе Люцунь (пров. Чжили, совр. пров. Хэбэй). Его отец Янь Чан (1617–1672), став приемным сыном мелкого чиновника Чжу Цзюцзо, принял фамилию Чжу, которую унаследовал и Янь Юань, именовавшийся Чжу Банляном до 1673, когда умер Чжу Цзюцзо. Сам Янь Юань воспитывался приемным дедом, поскольку его отец в 1638 был насильно уведен маньчжурскими войсками в Маньчжурию, откуда уже не возвратился на родину.

В 1649, в четырнадцать лет, Янь Юань женился на пятнадцатилетней девушке, но первоначально воздерживался от брачных отношений, поскольку годом раньше увлекся даосским учением о продлении жизни, основу которого составляет требование беречь сексуальную энергию. В 1653 Янь Юаню пришлось сесть в тюрьму вместо скрывшегося от судебного преследования приемного деда. В этот период он отказался от увлечения даосизмом и перенес внимание на конфуцианство, прежде всего в интерпретации школы Лу Цзююаня – Ван Янмина.

Но уже тогда его не удовлетворяла чрезмерная абстрактность традиционного образования. И в 1656 Янь Юань начал изучать медицину, а через два года занялся соответствующей практикой. В 1658 открыл частную школу и написал трактат Ван дао лунь («Суждения о пути государя», 1 цзюань), который затем был переименован в Цунь чжи бянь («Сочинение о поддержании порядка») и издан в 1705. Определивший тему данного произведения, восходящий к Шу цзину («Канон писаний», гл. Хун фань – «Величественный образец») термин ван дао («путь государя») в истолковании Мэн-цзы (4–3 вв. до н.э.) стал означать «гуманное» (жэнь) правление, основанное на «благодати» (дэ). Эту заинтересованность принципами древнего конфуцианства Янь Юань выразил также принятием псевдонима Сыгужэнь – Человек, Размышляющий о Древности и обозначением места своих ученых занятий Сыгучжай – Кабинет Размышлений о Древности. В последующее десятилетие Янь Юань активно изучал неоконфуцианские теории, выдвинутые философами эпохи Сун (10–13 вв.).

В 1668 умерла его приемная бабушка, и он с педантичным рвением предался исполнению похоронных и траурных церемоний, опираясь в особенности на приписываемый крупнейшему сунскому неоконфуцианцу Чжу Си (1130–1200) трактат Цзя ли («Семейная благопристойность»). Однако сопоставление этого текста с исходными конфуцианскими канонами вызвало у Янь Юаня сомнение в его ортодоксальности, что он и выразил в сочинении Цзюй ю юй цзянь («Скромные взгляды пребывающего в траурной скорби»). Позднее Ван Маохун (1668–1741) вообще стал опровергать принадлежность Цзя ли кисти Чжу Си. Это теоретическое разочарование Янь Юаня совпало с личностным кризисом, вызванным тем, что он узнал о своем подлинном происхождении и принял решение вернуться в род Янь, но исполнил его только через пять лет, после смерти приемного деда.

В этот период началось формирование собственного мировоззрения Янь Юаня, которое он выразил прежде всего в двух трактатах: Цунь син бянь («Сочинение о поддержании [индивидуальной] природы», 2 цзюаня) и Цунь сюэ бянь («Сочинение о поддержании учения», 4 цзюаня), опубликованных в 1705 и 1701 соответственно. В первом он ратовал за чистоту выработанной Мэн-цзы концепции «доброты» (шань) человеческой природы, выступая против распространения на нее сунскими неоконфуцианцами даосско-буддийских влияний, благодаря чему «природа на пневменной основе» (ци чжи чжи син) стала трактоваться как источник «зла» (э). Во втором описывал «устои» (дао) образования, господствовавшие в идеализированной древности от полумифического императора Яо (согласно традиции, 24–23I вв. до н.э.) до Конфуция (6–5 вв. до н.э.), и проповедовал преимущества практического подхода перед книжным мудрствованием, возобладавшим в последующие времена.

Янь Юань считал пагубным превознесение покоя над движением, чрезмерное использование медитативных методов и погружение в оторванные от реальности рассуждения, утверждая, что «чем больше читаешь книги, тем больше сомнений, и, не разбираясь в деловых возможностях, становишься бессилен в осуществлении канонического упорядочения [мира] и вспомоществования [народу] (цзин цзи)» (Цунь син бянь, цз. 1). Данные негативные тенденции Янь Юань связывал с обоими главными направлениями неоконфуцианства, как Чэн И – Чжу Си, так и Лу Цзююаня – Ван Янмина. По его мнению, первое «вплотную приближается к принципам (ли), но вовсю извращает истину (чжэнь)», а второе «завершается проповедью пустоты и отсутствия-небытия (сюй у)», «приближаясь к чаньским порокам» (Цунь сюэ бянь, цз. 1).

В противовес этому следует опираться на опыт обыденной жизни, ибо «Путь-дао не внеположен еде и питью, отношениям между мужчиной и женщиной», а познание и самоусовершенствование должны развиваться от «реального учения» (ши сюэ) через «реальное практическое усвоение» (ши си) к «реальным действиям» (ши син), ибо «эффект объяснений ограничен, а эффект практического усвоения не имеет предела».

Принятую им ориентацию на «практическое усвоение» (си), осуществляющееся в действиях и поступках (си син, си дун), гармонизирующих дух с телом (цзянь син), в 1669 Янь Юань запечатлел в новом названии своей ученой обители Сичжай – Кабинет Практического Усвоения, ставшем также его собственным прозвищем. Оборотной стороной установки на внешнюю реализацию явилось акцентирование внутреннего самоконтроля, выливавшееся даже в требование блокировки дурной мысли еще до ее появления в голове.

В 1679 он ослеп на левый глаз, и в том же году его учеником стал Ли Гун, выступивший затем главным интерпретатором философии Янь Юаня и автором его жизнеописания Янь Сичжай сянь шэн нянь пу («Погодичная биография наставника Янь Сичжая», 2 цзюаня, 1705). В 1682 Янь Юань написал свое последнее произведение Хуань ми ту («Оклики заблудшим»), которое позднее, в 1705, было опубликовано под названием Цунь жэнь бянь («Сочинение о поддержании человека», 4 цзюаня). В нем обличался буддизм как «ложный путь», ведущий к бесчеловечности.

В 1685, после почти годовых поисков в Маньчжурии, Янь Юань выяснил обстоятельства и дату смерти своего отца и установил мемориальную табличку с его именем на родине предков в уезде Бое. В середине 1696 он возглавил Южночжанскую академию (Чжан нань шу юань) в округе Фэйсян, где стал осуществлять на практике свои педагогические идеи, предполагавшие изучение широкого круга дисциплин, в котором история и филология совмещались с естественными науками и боевыми искусствами. Однако осенью того же года здание академии было разрушено наводнением из-за разлива реки Чжан, и Янь Юань вернулся на родину семьи Янь, в село Бэйянцунь, где и почил 30 сентября 1704, неофициально получив посмертное имя Вэньсяо (Культурный и Сыновнепочтительный).

Общетеоретическую основу мировоззрения Янь Юаня составляет представление о неразрывной взаимосвязи «принципов» (ли) и «пневмы» (ци): «пневма – это пневма принципов, принципы – это принципы пневмы», «принцип и пневма сливаются в одном месте» (Цунь син бянь, цз. 1). Причем в этом «слиянии» пневма первична, а принципы вторичны. Отсюда он выводил, что «без пневменной основы (ци чжи) не из чего образоваться [индивидуальной] природе (син), без пневменной основы не из чего проявиться [индивидуальной] природе» (Цунь сюэ бянь, цз. 1). Состоящее из пневмы чувственно-материальное существо человека является таким же «добрым» (шань), как и его «[индивидуальная] природа» (син), в основе которой лежит рациональный «принцип», ибо «если признать пневму носительницей зла, то и принцип окажется носителем зла, а если признать принцип носителем добра, то и пневма оказывается носительницей добра» (Цунь син бянь, цз. 1).

Здесь традиционный для китайской философии холистический натурализм доведен до логического предела подчеркиванием психосоматической целостности человека, в котором «личность-тело (шэнь) и сердце-психика (синь) в единстве достигают взаимного успеха». Более того, такой человек, синтезирующий в своей «доброй природе» «небесное предопределение» (тянь мин) с «пневменной основой», становится действенным фактором осуществления не только социокультурных норм и ценностей, но и космического порядка: «всеобщая согласованность тьмы вещей, выровненность земли и оформленность неба, великая гармония пространства и времени суть итоговый результат моей природы» (Цунь син бянь, цз. 1).

Эта апология человеческой витальности привела к отказу от характерного для ортодоксального конфуцианства противопоставления «должной справедливости» (и) «пользе-выгоде» (ли). Отстаивая единство того и другого, подобно единству принципа и пневмы, Янь Юань переиначил популяризировавшееся сунскими неоконфуцианцами положение Дун Чжуншу (2 в. до н.э.): «Ориентироваться на свой долг и не планировать свою пользу-выгоду, высветлять свой путь (дао) и не вычислять свои успехи». Опровергая это положение как даосско-буддийскую проповедь отсутствия-небытия и пустоты и называя его сторонников «гнилыми конфуцианцами» (фу жу), ведущими людей к слабости, болезням и бездеятельности, он выдвинул противоположный тезис: «Ориентироваться на свой долг и планировать свою пользу-выгоду, высветлять свой путь и вычислять свои успехи» (Сы шу чжэн и, цз. 1). Проведение в жизнь этой установки, синтезирующей этику с прагматикой, должно было превращать человека из «изменяемого миром» в «изменяющего мир».

Изменять мир Янь Юань предполагал с помощью реставрации трех основ общественного устройства мифологизированной древности – системы «колодезных полей» (цзин тянь), «феодов» (фэн цзянь) и «учебных заведений» (сюэ сяо). Сформулированная как возврат к прошлому, эта программа была нацелена на реформирование современной Янь Юаню действительности путем уравнительного землепользования, ограничения самодержавного правления и ориентации образования на практические нужды.

Ученик Янь Юаня Чжун Лин составил в 1737 основанную на дневнике учителя компиляцию Янь Сичжай сянь шэн янь син лу («Записи слов и дел наставника Янь Сичжая», 2 цзюаня), в 1738 сборник его антибуддийских произведений Янь Сичжай сянь шэн пи и лу («Записи о разоблачении ереси наставником Янь Сичжаем», 2 цзюаня), а в 1750 опубликовал собрание его разнотемных эссе и писем Сичжай цзи юй («Дополнительные запаси Сичжая», 10 цзюаней).

В 18 в. учение школы Янь – Ли не получило широкого распространения, однако через философа Чэн Тинцзо (1691–1767), ставшего прототипом Чжуан Шаогуана – одного из главных положительных героев знаменитого романа У Цзинцзы (1701–1754) Жу линь вай ши («Неофициальная история конфуцианцев», рус. пер. 1959), оно повлияло на формирование взглядов выдающегося ученого и мыслителя Дай Чжэня (1723–1777). В 19 в. интерес к нему привлекло появление а 1869 книги Дай Вана (1837–1875) Янь ши сюэ цзи («Записки об учении господина Яня», 10 цзюаней). Специально им занимался будущий президент Китая Сюй Шичан (1858–1939), опубликовавший Янь Ли и шу («Посмертное [собрание] произведений Янь [Юаня] и Ли [Гуна]») и антологию Янь Ли юй яо («Главное из высказывании Янь [Юаня] и Ли [Гуна]», 2 цзюаня), а также исследование Янь Ли ши чэн цзи («Записки о школе Янь [Юаня] и Ли [Гуна]», 9 цзюаней), в которое включены биографии Янь Юаня и его учеников. Став президентом (1918–1922), Сюй Шичан в 1919 предписал причислить Янь Юаня и Ли Гуна к лику мудрецов, почитаемых в Храме Конфуция.

В 1920 в Пекине было создано Научное общество четырех «поддержаний» (Сы цунь сюэ хой), своим названием обязанное единообразно начинающимся с иероглифа цунь («поддержание») заглавиям четырех сочинений Янь Юаня (их современная публикация: Сы цунь бянь («Четыре сочинения о поддержании»). Пекин, 1957) и призванное изучать и распространять его наследие. Этим обществом, в частности, было издано Янь Ли цун шу («Собрание произведений Янь [Юаня] и Ли [Гуна]»), включающее в себя такие важнейшие работы Янь Юаня, как Сы шу чжэн у («Исправление ошибок в Четверокнижии») и Чжу-цзы юй лэй пин («Критика Классифицированных высказываний Учителя Чжу [Си]»).

ЛИТЕРАТУРА

Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1976
История китайской Философии. М., 1989
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000

Яндекс.Метрика