Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи «Великого предела» (тай цзи) и «Беспредельного / предела отсутствия» (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ; Ю У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового «принципа/резона» (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей «тьмы вещей» (вань у). В каждой конкретной «вещи» (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, «Великий предел» определялся как «бесформенный и безместный», т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в «вещах» делает основной задачей человека их «выверение», или «классифицирующее постижение» (гэ у), которое состоит в «совершенном [раскрытии] принципов» (цюн ли). Эта процедура «доведения знания до конца» (чжи чжи) своим результатом должна иметь «искренность помыслов», «выправленность сердца», «усовершенствованность личности», а затем «выправленность семьи», «упорядоченность государства» и «уравновешенность [всей] Поднебесной» (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: «настоящий принцип не имеет недоброго», «принцип это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)». Каждая «вещь» есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального «принципа» (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение «предельно коренной, совершенно изначальной природы» (цзи бэнь цюн юань чжи син) и «природы пневменной материи» (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей «доброй» человеческой «природы», обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи «добро» и «зло».
В 16 первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве Лу [Цзююаня] Ван [Янмина] школа («синь сюэ» «учение о сердце»), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (16441911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в «новом учении о принципе» (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство.
Чжу Си. Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Перевод М.Л.Титаренко. В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969
Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978
Зайцев В.В. О формировании филоского учения Чжу Си. В кн.: Из истории китайской философии: становление и основные направления. М., 1978
Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982
Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982
История китайской философии. М., 1989
Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей). Перевод В.В.Зайцева. В кн.: Человек как филоская проблема: Восток Запад. М., 1991
Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Чжу Си. В кн.: Ретроспективная и сравнительная политология, вып. 1. М., 1991
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Голыгина К.И. «Великий предел». Китайская модель мира в литературе и культуре (IXIII вв.). М., 1995