Прожила короткую, насыщенную трагическими событиями жизнь. Дочь второй жены кн. Всеволода Ярославича полоцкой княжны Анны, Евпраксия росла в Киеве, при великокняжеском дворе, пока в 1083 из Германии на Русь не пришло свадебное посольство от саксонского дома Штаденов. Отец Евпраксии, заинтересованный в родстве со знатным германским семейством, дал согласие, и 12-летняя девочка была отправлена в Саксонию в жены к немолодому Генриху Штаденскому вместе с «несметным богатством, нагруженным на верблюжий караван».
Прибывшие повозки с приданым передали жениху, Генриху Штадену, а саму Евпраксию отдали на воспитание и обучение в Кведлинбургский женский монастырь, где она должна была научиться говорить по-немецки, читать на латыни (который был официальным языком Европы того времени). Ее греческое имя Еупраксис («добродеяние») заменили католическим аналогом Пракседис. За три года, проведенных в монастыре под надзором сестры императора, двадцатипятилетней Адельгеды, Евпраксия овладела не только языками, но и «книжными премудростями». В 15 лет она приняла католичество и получила при крещении новое имя Адельгейда имя своей главной воспитательницы. Вскоре состоялось и ее обручение с Генрихом Штаденом, но брак оказался недолгим: менее, чем через год, в 1087, Генрих при невыясненных обстоятельствах умер. Маркграфство перешло по наследству к брату умершего, Людигеру. А бездетная юная вдова, Евпраксия-Адельгейда, вновь вернулась в Кведлингбургский монастырь к аббатисе и воспитательнице.
Здесь на близком знакомстве с 15-летней русской вдовой настоял брат аббатиссы германский император Генрих IV, по странной случайности сам 27 декабря 1087 года потерявший жену Берту и ставший вдовцом. Русской княжне он показался весьма привлекательным, особенно после четырех лет однообразной, монотонно-скучной жизни в монастыре. Прельщенный юностью и воспитанностью Евпраксии, сильно отличавшейся умом и красотой от его придворных дам, как утверждал один из немецких хронистов, Генрих IV возложил надежды на установление через нее родства с могущественным киевским княжеским домом. Император хотел привлечь Русь в союзники в борьбе с римским папой, Урбаном II, и могущественной маркграфиней тосканской Матильдой.
В 1088 Генрих IV сделал Евпраксии предложение стать германской королевой. Киевский князь послал дочери свое благословение. 14 августа 1089 было официально объявлено о коронации. В Киев было послано извещение о браке и выражена надежда на взаимопонимание. Однако цель не была достигнута: Византия прервала взаимоотношения с Германией, а византийский император Иоанн II Продром, стремившийся удержать Русь в сфере своей политики, дал понять, что новый брак Евпраксии не поддерживает. Киев отказался вступать в союз с Генрихом IV.
Юная королева оказалась в непростом положении. Став в 19 лет соправительницей громадной Священной Римской империи, она не имела возможности не только решать что-либо самостоятельно, но и узнать о родных, о сестрах, оставшихся в Киеве. Да и новый муж, как выяснилось, имел «необузданный характер»: с ним не ужились ни мать Агнесса, ушедшая от сына, едва он стал совершеннолетним, в монастырь, ни выросшие сыновья от первого брака. Хронисты сообщают, что Генрих IV принадлежал к секте сатанистов-николаитов, тайные мессы которой сопровождались развратными действиями. О безнравственности германского императора многим было известно задолго до его брака с Евпраксией. Жестокие издевательства Генриха IV над первой женой и сестрой («которую он своими руками держал в то время, когда другой ее насиловал») дважды обсуждались на княжеских съездах 1073 года (в Корбее и в Герстунгене). Немецкие хронисты Бруно и Ламберт оставили описания кровосмесительных отношений Генриха IV с его сестрой Адельгейдой (той самой, что воспитывала Евпраксию и не могла ее укрыть от знакомства с братом, а возможно, изначально это задумала).
Когда в 1089 стало ясно, что планам Генриха IV по вовлечению Киева в продолжавшуюся борьбу с папским престолом не суждено сбыться, император начал вымещать свою злобу на жене. Принудив ее к участию в тайных оргиях николаитов, Генрих лично наблюдал за действиями насильников. Немецкий хронист отметил, что, «испытав на себе этот культ нечестия, первое время она молчала по женской стыдливости, а когда величина преступлений победила женское терпение, она раскрыла это дело священникам и епископам» и стала искать их поддержки в официальном разрыве с мужем-императором.
Возможность разглашения тайны привела Генриха IV в ярость. Он не ожидал от Евпраксии ни искренности, ни бесстрашия, поэтому для начала решил просто удалить жену, не ясно, от кого беременную, подальше от двора. Она была направлена им в Италию, в личный замок императора в Вероне, где в конце 1090 родила сына. Тот прожил по словам итальянского хрониста Даницо, современника Итальянского похода Генриха IV 1092 всего два года.
Весной того же 1092 старший сын Генриха IV Конрад стал искать встречи с мачехой, Евпраксией-Адельгейдой. После смерти маленького сводного брата делить ему с нею было нечего, а по возрасту они были близки. Немецкие историки полагают, что Генрих ревновал жену к своему сыну. Тексты хроник позволяют найти иную причину: однажды отец предложил Конраду «войти в покои» мачехи и, когда тот отказался, заявил, что Конрад не его сын, а отпрыск «одного швабского князя, на которого тот похож». Подобное признание стало толчком к отказу Конрада в чем-либо поддерживать отца. Сообщив о своем разрыве с необузданным родителем, Конрад предложил мачехе помочь ей бежать в Каноссу к папе Урбану II и рассказать там ему обо всем. Во время переезда двора Генриха IV из Вероны в Лангобардию их план осуществился.
В то время как Конрад сумел добиться военных успехов и был даже коронован как итальянский король, Евпраксия-Адельгейда прибыла в Каноссу, где была встречена папой Урбаном II как императрица, торжественно и с почестями. Здесь она получила известие от Конрада, настоятельно предлагавшего мачехе подать на церковный собор в Констанце грамоту с жалобой на мужа, чтобы таким образом оповестить всю Германию о постыдных деяниях императора Генриха IV. Собор в Констанце (герцогство Швабия) состоялся в апреле 1094 года. На нем читалась и обсуждалась грамота с жалобой Евпраксии на унижения, которым ее подвергал муж. После собора в Констанце папа Урбан II предложил ей выступить с теми же разоблачениями на предстоящем общеитальянском соборе в Пьяченце 1 марта 1095.
В то время позор за обнародование подробностей сексуального насилия ложился не только на насильника, но и на его жертву. Публичное выступление жены против мужа было равнозначно гражданскому самоубийству, так что, чтобы подняться над этими предрассудками, нужно было обладать незаурядным мужеством. Евпраксия им обладала. После подробных рассказов о сексуальных извращениях мужа, она была освобождена собором от всякого наказания, ибо «к греху, в котором она покаялась добровольно и публично, ее принуждали тяжелейшим насилием». Разоблачения Евпраксии оказались сокрушительным ударом по престижу императора, которым воспользовались для своего возвышения Конрад и маркграфиня тосканская Матильда.
Евпраксия же по окончании собора к бурной дворцовой жизни не вернулась. Почти два года она прожила в Италии. Получив известия с родины (там умер ее отец, а в битве при Стугне 1096 погиб брат Ростислав Всеволодович), она в 1097 переехала из Италии в Венгрию к тетке, Анастасии Ярославне, а от нее перебралась домой, в Киев, где поселилась в доме матери. Там она получила известие о том, что ее мучитель, Генрих IV, умер 7 августа 1106. Это дало Евпраксии моральное основание 6 декабря 1106 постричься в монахини в Андреевском монастыре, получившем по имени ее сестры Янки (основательницы монастыря) имя Янчиного. Не прожив в монастыре и трех лет, Евпраксия умерла 16 июля 1109 в Киеве на 38-м году жизни. Тело ее погребли в Киевском Печерском монастыре, возведя позже над ее могилой часовню.
Эхо общеевропейского скандала, спровоцированного выступлениями Евпраксии, в конце концов достигло и Руси. Поступок Евпраксии, решившейся вынести подробности семейной жизни на всеобщее обсуждение, вызвал, как ни странно, осуждение у русского духовенства; в русских былинах и легендах, где к имени Евпраксии (простонародн. Апраксы) прочно прикрепился эпитет «волочайка» (потаскуха). Историческая справедливость не вяжется с «очернением» Евпраксии. Она требует охарактеризовать ее как независимую личность, отстаивавшую собственную линию поведения. Лишь в 21 в. судьба Евпраксии стала сюжетом исторического романа М.Г.Казовского Месть Адельгейды. (М., 2005).
Наталья Пушкарева
Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989