Хотя Валлабхе приписывается до 80 сочинений, подлинных среди них значительно меньше. В их числе Анубхашья (Тонкое истолкование) краткий комментарий к Брахма-сутрам, Субодхини (Благопробуждающая) трактовка Бхагавата-пураны, а также 16 малых трактатов (пракараны), в которых излагается его основное учение.
Суть его в том, что адвайта Шанкары на деле не такая уж «недвойственная», поскольку допускает неопределенный статус Майи. Валлабха решает ее «очистить», включив Майю в природу Брахмана в качестве одной из его энергий. Разумеется, это предполает изменение понимания и самого Брахмана, который у Валлабхи, как и у Рамануджи, Нимбарки и Мадхвы, отождествляется с персонифицированным Божеством, наделенным полнотой сознания (чайтанья) и блаженства (ананда). Это Высшее Существо, кроме которого в мире ничего нет. Есть Кришна, тогда как души и мир его вполне реальные, но ограниченные манифестации, которые он «проецирует» из самого себя. Точнее, Кришна есть тотальность, присутствующая в модусах душ, неодушевленного мира и самого Брахмана. Души не только отражения Кришны, но и его «частицы» забыли о своей истинной природе, предавшись эгоизму, который является основной причиной их отделения от Кришны и бесконечных перевоплощений (сансара). Ради их освобождения Кришна по своему великому снисхождению сошел на землю в человеческом образе в Брадже, проповедуя путь бхакти, который следует понимать как особую страстную любовь (преман) к нему. Его милость доступна для каждого, кто способен оставить свой эгоизм и сосредоточиться всецело на нем, но не может быть «выработана» делами благочестия или совершением обрядов. Конечная цель вечное сопребывание с Кришной в его мире за пределами времени и пространства.
Поскольку милость Кришны есть путь (марга) для питания-процветания (пушти) души, последователи Валлабхи стали называть свою «секту» пуштимарг («путь процветания»). Деятельность «секты» была прекращена в 19 в. английскими властями, заподозрившими ее в нарушении нравственности. В 20 в. она вновь начала возрождаться, прежде всего в Северо-Западной Индии в Раджастхане и Гуджарате, но также и в Бомбее.
См. также АНАНДА; БХАКТИ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ИНДУИЗМ; МАДХВА; НИМБАРКА; ПУРАНЫ; РАМАНУДЖА; ШАНКАРА.
Древо индуизма. М., 1999