ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Литература

ХАЙЯМ, ОМАР (Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури) (1048–1123) – всемирно известный классик персидско-таджикской поэзии, ученый, математик, астроном, поэт и философ. Писал на арабском и персидском языках.

Согласно сохранившемуся гороскопу Омара Хайяма, он родился 18 мая 1048 в Нишапуре, предположительно в семье ремесленников. По-видимому, его отец располагал достаточными средствами, чтобы сын мог учиться сначала в медресе Нишапура, аристократическом учебном заведении, готовящем крупных чиновников для государственной службы, затем в медресе Балхи и Самарканда, где в основном занимался философией и математикой. Первый научный трактат Хайяма Проблемы арифметики не сохранился, по косвенным свидетельствам его тема – извлечение корня и правило разложения натуральной степени двучлена, известного как бином Ньютона.

Поскольку заниматься наукой можно было исключительно при дворах правителей, заинтересованных в блеске своей свиты, большая часть жизни Хайяма прошла в роли придворного математика, астролога (астрология считалась ветвью математики), врача, философа. Арабские и персидские правители 11 в. соперничали между собой, переманивая друг у друга образованных царедворцев.

После окончания обучения Хайям отправляется в провинцию Мавераннахр (Самарканд, Бухара). К этому времени относится появление еще одного алгебраического трактата за его подписью, рукопись хранится в Тегеранском университете. Первым покровителем Хайяма стал главный судья Самарканда. В этом городе был написан его труд О доказательствах задач алгебры и аллукабалы (1069). Из Самарканда он перебирается в Бухару под покровительство бухарского хакана.

После того, как бухарский хакан признал себя вассалом огромного Сельджукского государства, Хайям прибывает в его столицу Исфахан ко двору Малик-шаха для участия в реформе иранского солнечного календаря. С 1074 возглавляет создание Исфаханской астрономической обсерватории – начинается двадцатилетний, наиболее плодотворный период его научной и творческой деятельности. В это время под руководством выдающегося деятеля 11 в. визиря Низама ал-Мулка в Исфахане создавались академии и научные центры, здесь работали авторитетные ученые, в том числе Авиценна, читавший лекции в исфаханских медресе.

Омар Хайям активно занимается математикой, астрономией, философией, в 1077 завершает работу над Комментариями к трудным постулатам книги Евклида. В 1079 работа над созданием нового календаря была завершена, разработанный учеными календарь был на 7 секунд точнее ныне действующего грегорианского, однако принят он так и не был. К 1080 относятся философские труды Хайяма – Трактат о бытии и долженствовании и Ответ на три вопроса.

Согласно изысканиям историков, всемирно известные Рубаи – четверостишия гедонического и поучительного характера – скорее всего, также были написаны в исфаханский период, когда Хайям находился на пике своих научных и творческих достижений. Его четверостишия, «жалящие как змея», покоряют емкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом. Их темы традиционны для персидской поэзии – винопитие в кругу друзей, красавицы-возлюбленные, быстротечность жизни. Пессимистические ноты его поэзии – следствие созерцания человеческих пороков и общественных несовершенств. Для лучших четверостиший Хайяма характерны лаконичные «математические» формулировки, где нет ни одного лишнего «декоративного» слова, к чему обычно склонна восточная поэтическая традиция.

В 1092, предположительно от рук исмаилитов, приверженцев мусульманского антифеодального течения, центр которого находился в Исфахане, погибают покровители Хайяма Малик-шах и Низам ал-Мулк. Положение Хайяма при дворе пошатнулось, вдова шаха относилась к нему с недоверием. После того, как обсерватория пришла в запустение и была закрыта, Омар Хайям отправляется в Мерв, где занимается составлением метеорологических прогнозов.

Вольнодумные философские взгляды Хайяма вызывали раздражение у ревнителей ислама, его отношения с высшим духовенством резко ухудшились. В последние годы 11 в. Хайям совершает паломничество в Мекку, после чего возвращается в Хорасан, в родной Нишапур. В 1097 был написан философский трактат на фарси О всеобщности бытия.

Последние 10–15 лет жил в уединении в Нишапуре, изредка посещая Бухару и Балху, много читал, но не преподавал и не писал. По преданию, в последние часы жизни он читал Книгу исцеления Авиценны и, дойдя до раздела «О единстве и всеобщности», встал, помолился и умер. Предположительно это произошло 4 декабря 1131. Его могила находится в Нишапуре, а возвышающийся над ней памятник великому поэту и математику – одно из лучших мемориальных сооружений современного Ирана.

Творчество Омара Хайяма – явление в истории культуры народов Средней Азии, Ирана и всего человечества. Его девиз: «Цель творца и вершина творения – мы» – была близка гуманистическим воззрениям эпохи Возрождения. Он выступал против религиозных догм и человеческих пороков. Как большинство восточных богословов и философов, считал, что блаженство возможно обрести только после смерти. В то же время, его стихи пронизаны жизнеутверждающими мотивами, призывающими наслаждаться каждым мигом реальной жизни, отведенным человеку на земле. До сих пор рубаи Хайяма продолжают оставаться вершиной характерного для восточной литературы жанра афористичного «мудрого слова», заключенного в совершенную и лаконичную художественную форму.

Издания: Омар Хайям, Рубаи. – Ташкент, 1979.

См. также ПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Яндекс.Метрика