Насири Хосров известен не только как поэт, он прослыл знатоком математики, астрономии, медицины, геодезии, философии, музыки. Согласно учению исмаилитов, Бог является лишь исходной точкой, импульсом порождения, в результате чего возникает Мировой разум, который уже творит Мировую душу и вместе с ней создает мироздание. Бог повелел Разуму сотворение, но тогда уже «по существу, по природе Разум есть творец, первое бытие и причина всех причин». По сути дела, именно Разум, а не Бог творит природу и воплощенное в человеке орудие познания Бога через его творения. Разум, познание, знание, знающий, мыслящий человек, согласно исмаилитской догматике, высочайшие ценности. В природе разум тождествен закону, порядку, по которому она существует. Божественная книга, божественное откровение это вовсе не Коран, а именно природа. Коран это только перевод, воплощение «книги природы» как божественного слова в слове человеческом. Надо понять, учил Насири Хосров, знаки, которыми в природе записано божественное повеление, и тогда откроется сущность Бога как творца. Шариат, религиозный закон, также имеет земное происхождение, представляя собой законы, необходимые для жизнедеятельности общества. Рассуждая о мире как божественном творении, Насири Хосров подчеркивал единство Бога и мира и вечность последнего. Поскольку Бог вечен, вечна и его щедрость, продуктом которой является мир, но это значит, что вечен и сам мир. Мир и Бог неотделимы друг от друга, и это одно из проявлений «тавхида» единобожия. Это значит также, что к миру, к природе человек должен относиться как к величайшей ценности. Познавая мир, пользуясь его благами, он не должен разрушать в нем божественный порядок, а должен «поддерживать жизнь природы», таков один из тезисов трактата Насири Хосрова Лик веры. Развитием идеи возвеличивания «природного» было прославление трудовой деятельности человека, его занятия ремеслами: «Осанна ремеслу! Ремесленникам слава!», писал поэт. Насири Хосров возносил и труд земледельца: «Кормилец добрый он создания любого». Такое отношение к «материальной» стороне жизни, признание ценности телесного, человеческого тела противостояло учению некоторых теологов, в том числе и суфиев, о том, что тело ведет к деградации души, что оно темница души и основа пороков.
Среди основных сочинений Насири Хосрова Книга путешествия, Собрание двух мудростей, Лик веры, Книга счастья.
Носир Хисроу. Избранное. Сталинабад, 1953
Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959
Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава. Душанбе, 1965
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987