ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Литература

ПАНАЕВ, ИВАН ИВАНОВИЧ (1812–1862), русский прозаик, поэт, литературный критик, редактор. Родился 15 (27) марта 1812 в Петербурге в богатой и высококультурной дворянской семье (внучатый племянник Г.Р.Державина, племянник известного в свое время автора стихотворных идиллий В.И.Панаева, двоюродный брат публициста В.А.Панаева и беллетриста-бытописателя И.А.Панаева). В 1824 поступил в Петербургское высшее училище, в феврале 1825 был зачислен в Благородный пансион при Петербургском университете (окончил в 1830). Первые пробы пера относятся к гимназическим годам; выпускал рукописный еженедельник, в одном из альманахов опубликовал исторический рассказ Бельский (не без влияния любимых им В.Скотта и А.С.Пушкина) и в «Северной пчеле» стихотворение Кокетка (1828). С 1831 на государственной службе, за которую не получал жалованья и которую воспринимал как досадное препятствие к литературным занятиям. В 1844 вышел в отставку.

Начал как романтик – стихами в духе В.Гюго, А.Ламартина и Г.Гейне и повестью Спальня светской женщины (Эпизод из жизни поэта в обществе) (1835), в которой, по собственному признанию, «рабски» подражал А.Марлинскому (Бестужеву). В следующих «светских» повестях нарастает критика аристократической среды, крепнет реалистическая наблюдательность и иронико-сатирическая тональность (Она будет счастлива, 1836; Сумерки у камина, 1838, Как добры люди!, Дочь чиновного человека, Два мгновения из жизни женщины, все 1839; Белая горячка, 1840), что сближает Панаева с представителями формирующейся «натуральной школы». В 1839–1846, привлеченный В.Г.Белинским, активно сотрудничал с журналом «Отечественные записки» как ведущий критик и полемист, автор «физиологических» очерков (в т.ч. высмеивающих журнальных оппонентов Ф.В.Булгарина, Н.И.Греча, Н.А.Полевого и др.) Портретная галерея (1840), Петербургский фельетонист (1841), Литературная тля (1843), Литературный заяц (1844) и нравописательно-обличительных рассказов и повестей Прекрасный человек (1840), Онагр, Барыня (обе 1841), Актеон (1842), Барышня (1844), Маменькин сынок (1845), имевших огромный читательский успех и поставивших Панаева, чей талант Белинский называл «дагерротипным», в ряд наиболее острых отечественных социальных критиков, предшественников И.С.Тургенева и М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Осенью 1846 Панаев и Н.А.Некрасов приобрели журнал «Современник» и стали его фактическими редакторами (Панаев с 1848 – официальным). Здесь Панаев опубликовал одно из лучших своих произведений – повесть Родственники (1847), в которой, предвосхищая роман Тургенева Рудин, дал тип мятущегося «лишнего человека», участника идеалистического философского кружка 1830-х годов (в нем Белинский не без раздражения узнал критически изображенный кружок Н.В.Станкевича). Одним из первых в отечественной литературе Панаев поставил проблему женской эмансипации (роман Львы в провинции, 1852; цикл очерков-повестей Опыт о хлыщах, 1854–1857, в т.ч. Хлыщ высшей школы, 1856, и др.). Одна из расхожих тем европейской литературы второй половины 19 – начала 20 вв. – гибельность погони за материальными благами – раскрыта Панаевым через сопоставление трех поколений купеческой семьи в повести Внук русского миллионера (1858). Злободневная публицистичность точного, «прототипичного» бытописания Панаева способствовала закреплению в общественном обиходе новых слов-понятий – «литературная тля», «хлыщ», «лев», «приживалка».

В 1847 в «Современнике» под псевдонимом Новый поэт Панаев публикует (иногда совм. с Некрасовым) литературные пародии на поэтические и драматургические произведения В.Г.Бенедиктова, Н.М.Языкова, Н.В.Кукольника, Е.П.Ростопчиной, Н.А.Полевого, Л.А.Мея, А.Н.Майкова, А.А.Фета, Н.Ф.Щербины и др. В 1855, предвосхищая литературную маску Козьмы Пруткова, издает «Собрание стихотворений Нового поэта» – в подтверждение мысли, «что можно, не имея ни малейшего поэтического таланта, писать гладкие, звучные стихи... труд чисто механический».

В 1851–1855 Панаев вел в «Современнике» рубрику-обозрение «Заметки и размышления Нового поэта о русской журналистике», где, отдавая предпочтение реалистам (Тургенев, А.Н.Островский, А.Ф.Писемский, Л.Н.Толстой), критиковал сторонников «чистого искусства», славянофилов и «почвенников» (А.А.Григорьев и др.). Выступал также как театральный (Садовский в Петербурге, 1857, и др.) и музыкальный критик. Фельетонное обозрение Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта (1855–61), упрочившее журналистскую репутацию Панаева, послужило основой для его кн. Очерки из петербургской жизни (1860).

Сам ставший объектом «эпиграммной войны», Панаев включал некоторые талантливые нападки на себя (напр., Щербины) в собственные публикации, провоцируя раздражение литературных противников (Д.Д.Минаев, П.И. Вейнберг), позволявших себе некорректное вмешательство в его личную жизнь (в конце 1840-х годов жена Панаева, актриса и писательница А.Я.Панаева, стала гражданской женой Некрасова, что не нарушило дружеских отношений и совместного проживания всех троих).

Тесная связь Панаева с радикальным крылом «Современника» и высокая оценка им, несмотря на ряд разногласий, личности и деятельности Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского стоила писателю разрыва со старыми друзьями-либералами – А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, П.В.Анненковым и др. Принципиальность, доброжелательность и объективность, равно как и личная скромность Панаева проявились и в его мемуарных сочинениях (Воспоминание о Белинском, 1860; Литературные воспоминания, 1861, не закончены), давших не только яркий и полный рассказ о литературно-театральной жизни Петербурга и Москвы 1830–1850-х годов, но и портрет автора мемуаров, по словам В.А.Панаева, «искренно, горячо и бескорыстно преданного литературе».

Умер Панаев в Петербурге 19 февраля (3 марта) 1862.

ЛИТЕРАТУРА

Панаев И. Избранные произведения. М., 1962
Ямпольский И.Г. Литературная деятельность Панаева. – В кн.: Ямпольский И.Г. Поэты прозаики. Л., 1986
Панаев И. Сочинения. Л., 1987
Панаев И. Избранная проза. М., 1988
Панаев И. Литературные воспоминания. М., 1988

Яндекс.Метрика