Конечной целью, как и другие суфии, ал-Халладж считал единение с Богом, при котором происходит утрата человеком своего «я», растворение любящего в Возлюбленном. Человек и Бог в этом акте «два духа, воплотившиеся в одном теле». Однако единение с Богом не разрушает личности человека, а совершенствует, «освящает» ее, делая человека божьим свидетелем, ипостасью Бога, и не случайно ал-Халладжу приписываются крамольные слова: «Я есмь Истина (Бог)». Истинная любовь должна быть страдательной; только через страдания человек очищается от плотских страстей, совершенствует душу. Учение ал-Халладжа не было оригинальным, но отличалось эксцентричностью. В стихах он взывал: «Убейте меня, о мои заслуживающие доверия друзья, ведь в моем бытии убиенна моя жизнь». Часто использовал аллегорию мотылька, который летит на пламя свечи и сгорает в нем. В дальнейшем последователи ал-Халладжа признали его святым, «вали». Учение ал-Халладжа оказало влияние на взгляды ас-Сухраварди, Ибн Араби, поэтов Ибнал-Фарида и Джалал ад-дина Руми.
См. также СУФИЗМ.
Кныш А. Ал-Халладж. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991