ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Религия

ХАРИБХАДРА (санскр. Haribhadra), имя трех индийских философов, внесших весомый вклад в джайнскую и буддийскую мысль.

Харибхадра I – джайнский автор 8–9 вв., энциклопедические познания которого обеспечили ему авторитет как в шветамбарской, так и в дигамбарской традиции и почетное звание образованных джайнских монахов «сури» («наставник»). Харибхадра родился в брахманской семье в Гуджарате (Северо-Западная Индия), получил основательное традиционное образование и, по джайнским легендам, был настолько собой доволен, что обещал стать учеником любого лица, чье изречение оказалось бы трудным для его понимания. Однажды он услышал, как джайнская монахиня произнесла стих, значения которого он не понял. Монахиня направила его к учителю, который согласился проинструктировать его лишь в том случае, если тот вступит в джайнскую общину. С того времени Харибхадра стал джайнским монахом и называл себя духовным сыном монахини Якини. Харибхадра овладел джайнской эрудицией не менее успешно, чем в свое время брахманистской, и написал множество сочинений. В начале 20 в. было подсчитано, что в рукописях сохранилось по крайней мере 88 его сочинений, из которых 20 уже были изданы. Харибхадра был прекрасно начитан и в буддийской литературе. Харибхадра писал и на джайнском пракрите, и на санскрите, демонстрируя профессионализм и в прозе, и в поэзии и составляя как философские трактаты (пракараны), так и беллетристические истории. Из его комментариев к текстам джайнского канона до нас дошли толкования к двумя «корневым сутрам» (муля-сутры), одна из которых, Авассаганиджджутти, важна как изложение шести основных ежедневных обязанностей джайна – воздержание от зла, прославление тиртханкаров, почитание учителя, признания в совершенных проступках, аскетические упражнения и избежание чувственных удовольствий. Составляя санскритские комментарии к каноническим текстам, Харибхадра широко использовал пракритские толкования.

Большой популярностью пользовалась Шаддаршана-самуччая (Сводка [доктрин] шести философских систем) – один из первых компендиумов по основным системам в истории индийской философии. Текст Шаддаршанасамуччаи составлен на санскрите и состоит из 87 стихов (популярным размером шлока). После введения, где Харибхадра уведомляет читателя, что мудрый должен знать шесть философий в соответствии с признаваемыми в них божествами и основными положениями (таттва), он излагает их в последовательности: буддизм, ньяя, санкхья, джайнизм, вайшешика, миманса, локаята. На деле их получается семь, но Харибхадра находит выход из положения в том, что «некоторые» считают ньяю и вайшешику одной системой: это и дает ему возможность добавить локаяту, также включаемую в требуемую шестерку даршан. Последовательный объективизм Шаддаршанасамуччаи отличает этот компендиум от Таттва-санграхи старшего современника Харибхадры буддиста Шантаракшиты (8 в.), в которой изложение чужих доктрин сопровождается их опровержением. Построение Шаддаршанасамуччаи принципиально отличается также от структуры ведантийских компендиумов, в которых даршаны излагаются по иерархическому принципу: от «низшей» локаяты к «высшей» веданте. К компендиуму было составлено несколько комментариев, наиболее обстоятельный из которых – Таркарахасьядипика (Освещение тайн дискурса) Гунаратны (15 в.).

Среди беллетристических произведений Харибхадры наиболее известны Самараииччакаха (Сказание о Самарадитье) и Дхуртакхьяна (Рассказ о плутах), представляющая собой едкую сатиру на брахманский ритуализм.

Харибхадра-буддист жил в 9 в. и написал комментарий к Ашатасахасрикапраджняпарамите. Философ принадлежал к синкретическому направлению мадхьямиков-йогачаров, с позиций которой критиковал более «ортодоксальную» йогачару.

Харибхадра II – джайнский автор, писавший в 12 в. Выяснить, какие произведения ему принадлежали, достаточно сложно, поскольку оба Харибхадры в сознании джайнов отчасти сливались. Одно из приписываемых ему сочинений, Даршанасаптатипракарна (Семидесятистишье о сути воззрения), представляло собой резюме джайнского учения.

См. также ДЖАЙНИЗМ; ДЖАЙНСКИЙ КАНОН; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Харибхадра. Шад-даршана-самуччая. – В кн.: Антология мировой философии, т. 1. Философия древности и средневековья, ч. 1. М., 1969
Серебряков И.Д. Литературный процесс в Индии VII–XIII века. М., 1979
Харибхадра. Повесть о плутах. – В кн.: Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М., 1996

Яндекс.Метрика