На Востоке в первой половине 8 в., при императоре Льве III Исавре, развернулась ожесточенная борьба против почитания икон и священных изображений (т.н. иконоборчество). Папа Григорий II выступил в защиту почитания икон, однако иконоборцы развернули жестокие гонения на иконопочитателей, которые завершились лишь со смертью Льва III (741). II Никейский собор (787) сформулировал учение церкви о священных изображениях. Однако вскоре последовало новое гонение на иконопочитателей, продолжавшееся с 814 по 842. Отголоски этих гонений достигли королевства франков: местные епископы, допуская использование священных изображений, выступили против формулировок, принятых на Никейском соборе и известных им в несовершенном латинском переводе, однако к концу 9 в. это недоразумение было разрешено.
Западная и Восточные церкви учат, что почитание, оказываемое священным изображениям, относится не к материалу этих изображений, а к тому, кто изображен на них.
См. также РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО; ИКОНА.