Согласно основному фрагменту Саманнапхала-сутты, Госала учил, что в мире нет места для действия, энергии и усилий бесчисленных живых существ, ибо все происходит благодаря всеобщей предопределенности. Все существа являются «превращениями» Необходимости (нияти), а также «окружающей среды» (сангати) и «собственной природы» (бхава). Каждые 8 400 000 мировых периодов все люди как мудрецы, так и глупцы освобождаются от страданий. Госала построил иерархию живых существ по степени их «сенсорности»: неподвижные тела и растения наделены лишь осязанием, низшие животные типа червей имеют также вкус, насекомые типа муравьев обоняние, насекомые типа москитов зрение, обитатели адов, млекопитающие, люди и боги слух. В его иерархии людей каждая из ступеней обозначалась цветом: «черные» мясники, охотники и прочие нарушители закона невреждения-ахимсы; «синие» небрежные аскеты; «красные» одетые аскеты; «зеленые» мирские ученики неодетых; «белые» рядовые адживики; «бело-белые» вожди адживиков во главе с самим Госалой.
См. также АДЖИВИКИЗМ; БУДДА И БУДДИЗМ; ДЖАЙНИЗМ; ДЖИНА МАХАВИРА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; САМАННАПХАЛА-СУТТА.
Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997