ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Религия

ТАКИ АД-ДИН АХМАД ИБН ТАЙМИЙА (1263–1328) – сирийский теолог, правовед ханбалитского толка. Уроженец города Харран, в возрасте 6 лет, спасаясь от вторжения монгольских войск, переехал с родителями в Дамаск. Получил традиционное религиозное образование, после смерти отца возглавил мадрасу Суккарийа. В 1296 стал преподавать в мадрасе Ханбалийа. Именно тогда стал наиболее последовательно проповедовать принципы ханбализма (см. ФИКХ). В 1306–1312 во время пребывания в Египте местные богословы обвинили его в стремлении придать Аллаху человеческие черты и заточили в тюрьму.

После освобождения ибн Таймийа возобновил свою борьбу против новшеств (бида"), появившихся в ортодоксальном исламе после смерти пророка Мухаммада, противопоставляя им сунну. Он писал памфлеты, в которых обвинял суфиев в использовании музыки и танца для достижения экстаза во время зикра (религиозные радения суфиев), порицал клятвы, как противоречащие канону. Выступал также против привнесения в ислам философских концепций ашаритов (одна из религиозно-философских школ ислама. Название происходит от имени основателя теолога аль-Ашари), против суфизма, а также против культа святых и самого пророка. В частности, осуждал сложившуюся практику паломничества к месту захоронения пророка Мухаммада в Медине, которое уже долгие годы входило в ритуал хаджа к святым местам ислама. Ибн Таймийа отвергал учение тех богословов, которые с помощью иджма (единодушное согласие правоведов) придали законность всем этим нововведениям. Он считал, что в спорных вопросах надо ориентироваться, прежде всего на текст Корана и хадисов, но отводил значительное место суждению по аналогии (кийас). Ибн Таймийа также считал, что в идеальном мусульманском обществе должно было быть две группы лиц, обладающих авторитетом: улама – хранители закона-шариата и эмиры, которые облечены политической властью, необходимой для проведения законов в жизнь. Его теория государства, в отличие от других суннитских теорий, утверждала необязательность халифата, признавала возможность существования одновременно более одного имама и отрицала суннитскую концепцию его выборности. Однако, по его мнению, глава государства (вали аль-амр), должен обладать соответствующими личными качествами, необходимыми для успешного управления государством.

При жизни ибн Таймийа не добился признания. Неоднократно он привлекался к суду, и в конце 1328 скончался в тюрьме, оставив после себя около 500 сочинений. Его влияние ощущалось на протяжении последующих четырех столетий. Аравийский богослов Мухаммад ибн Абдель Ваххаб (см. ВАХХАБИЗМ) взял на вооружение его концепцию, став его наиболее последовательным учеником. Обращение к трудам сирийского теолога 14 в. в Аравии 18 века было вызвано потребностью в обновлении ислама в условиях серьезного психологического надлома, неудовлетворенности тогдашним состоянием духовной жизни. Ряд богословов (Абдаллах ибн Ибрагим ибн Сайф из Медины, Мухаммад ибн Исмаил из Саны) готовили труды, которые, по их мнению, должны были восстановить исламское учение в его первозданности. Однако по некоторым ритуальным и бытовым вопросам ваххабиты расходятся с учением ибн Таймийи.

Ольга Бибикова

ЛИТЕРАТУРА

Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., «Наука», 1982
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., «Восточная литература РАН», 2004

Яндекс.Метрика