ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

ЕЛАНСКАЯ, ЕКАТЕРИНА ИЛЬИНИЧНА (р. 1929), русская актриса и режиссер. Народная артистка Российской Федерации (1999). Родилась 13 сентября 1929 в Москве в семье мхатовцев И.Я.Судакова и К.Н.Еланской. Окончив Школу-студию МХАТ (курс А.М.Карева), работала в Малом театре, потом в Театре им. Маяковского. Училась в ГИТИСе, окончила аспирантуру у М.О.Кнебель. На сцене Малого театра создала разнообразные по темпераменту и обаянию, но с одинаковой глубиной образы Лидии (Когда ломаются копья Н.Погодина, 1953), Людмилы (Васса Железнова М.Горького, 1953), Славки (Д-р философии Б.Нушича, 1956), Курносой (Песня о ветре А.Вейцлера и А.Мишарина, 1960) и другие. Роль Лидии – одна из самых удачных работ Еланской-актрисы. В 1960-е годы Еланская пробует себя как режиссер, в Литературно-драматическом театре ВТО ставит с артистами из разных московских театров спектакль Берег по Ю.Бондареву. В 1960–1970-х годах Еланская осуществила постановки: Робин Гуд С.Заяицкого (1968) и Маленький принц А.де Сент-Экзюпери(1969) в Московском драматическом театре им. Станиславского, Месяц в деревне И.С.Тургенева (1969) в театре им. Ермоловой, Вкус черешни А.Осецкой (1969) в театре «Современник», с актерами «Современника» создала спектакль Почта на юг Сент-Экзюпери (1970) в Концертном зале им. П.И.Чайковского и др.

В 1981 Еланская возглавила московский театр «Сфера», задуманный ею как экспериментальный и поэтический. Почти все спектакли, поставленные Еланской в театре «Сфера», – ее инсценировки (Перед зеркалом по В.Каверину, 1982; Моль Погодина, 1983). В театре Еланской играли Е.Киндинов, Е.Симонова, Л.Толмачева, Е.Васильева, Е.Весник, А.Лазарев, В.Коршунов, Г.Бортников. В начале 1980-х годов театр располагался в ДК завода «Каучук» на Плющихе, в 1984 переехал в специально построенное здание в саду «Эрмитаж». Зал театра – круговой амфитеатр с вписанными в него пятью игровыми площадками, включая центральную, и пятью игровыми лестницами. По замыслу режиссера, участвовавшей в разработке архитектурного проекта, принцип сферы объединяет актеров и зрителей в единую сферу общения. В репертуаре театра на новой сцене Живи и помни по В.Распутину (1984), До третьих петухов по В.Шукшину (1986), Чайка А.П.Чехова (1987), Роковые яйца по М.Булгакову (1989), Преступная троица А.Т.Аверченко (1994), Королевство – на стол! по драме Х.Ибсена Строитель Сольнес (1998), Вестсайдская история Э.Лемана и Л.Бернстайна (1999) и др. Особое место в творчестве Еланской занимают произведения В.Набокова, Б.Пастернака, Н.Гумилева и М.Цветаевой. Лолита по роману Набокова (1996) была высоко оценена критикой и театральной публикой. Визитной карточкой театра артисты «Сферы» и режиссер Еланская считают спектакль по роману Булгакова Театральный роман, поставленный в 1985.

ЕКАТЕРИНА ИЛЬИНИЧНА ЕЛАНСКАЯЕКАТЕРИНА ИЛЬИНИЧНА ЕЛАНСКАЯ

ЛИТЕРАТУРА

Борская Н. Из актерской семьи. – Огонек, 1953, № 45
Нестеров Г. ЛИТЕРАТУРА и театр. – Известия, 1976, № 182
Овчинникова С. Там, вдали. – Вечерняя Москва, 1982, № 151
Цитриняк Г. Новоселье. – Литературная газета, 1984, № 45
Коршунов В. Мы в погоне за модой не участвуем. – Театральная жизнь, 1998, № 7

Яндекс.Метрика