В 1966 режиссеры обратились к творчеству Ф.М.Достоевского (Скверный анекдот), результатом чего стала искрометная сатирическая фантасмагория, полная гротескных образов и политических аллюзий (именно из-за них фильм не вышел в прокат). В эпическом киноромане Бег (по мотивам произведений М.Булгакова) Алову и Наумову удалось проследить драматическую судьбу различных представителей русского общества, попавших в водоворот Гражданской войны и эмиграции. Серьезное отношение к историческому и литературному материалу в процессе авторской работы над сценарием и постановки фильма способствовало заметному смягчению неизбежных в то время идеологических акцентов и углублению характеров героев фильма, ярко сыгранных В.Дворжецким, М.Ульяновым, А.Баталовым и другими актерами.
Интерес к эпохе Гражданской войны и опыт экранизации романа Как закалялась сталь побудили Наумова и Алова к повторному обращению к роману Н.Островского на этот раз в форме сценария для телесериала, поставленного режиссером Н.Мащенко. Пристрастие к эпическим сюжетам и масштабным историческим реконструкциям нашло свое продолжение в двухсерийной картине Легенда о Тиле (по Ш. де Костеру; главная премия МКФ в Брюсселе, 1980), где проявились особенности поздней режиссерской стилистики Наумова и Алова «барочная» насыщенность, даже чрезмерная тяжеловесность изобразительных решений, многофигурные композиции и красочные массовки, совмещение реалистически-бытового и иллюзорного ряда. В реальную историческую канву (встреча лидеров стран-участниц антигитлеровской коалиции) был вписан сюжет Тегерана-43 (главная премия МКФ в Москве, 1981), одного из лучших советских фильмов в жанре политического триллера, поставленного в копродукции с рядом зарубежных кинокомпаний и при участии Алена Делона. Последней совместной режиссерской работой Наумова и Алова была экранизация романа Ю.Бондарева Берег, где события современности переплетались с воспоминаниями о прошедшей войне. После смерти Алова (1983) Наумовым был экранизирован еще один роман Бондарева Выбор. В фильмах конца 1980-х годов (Закон, Десять лет без права переписки) режиссер обратился к теме сталинских репрессий. Жанровые координаты его следующего фильма Белый праздник, поставленного в 1994 по мотивам повести итальянского писателя Т.Гуэрра Сто птиц, пересечение притчи, мистической истории, психологической драмы. В фильме Нардо, или сон белой собаки режиссер сделал попытку усложнить типичную структуру криминального триллера (героиня мстит за убитого мужа, крупного финансиста и политика) характерными для своего творчества поэтико-философскими образами.
Возглавляя режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1980, с Аловым до 1983), В.Наумов постоянно выступает художественным руководителем дипломных и дебютных работ молодых режиссеров. Женат на актрисе Н.Белохвостиковой, игравшей во всех его фильмах, начиная с Легенды о Тиле.
Городецкий А. Владимир Наумов. М., 1987
Алов А., Наумов В. Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1989
Манцов И. Угрюмая поступь истории. Искусство кино, 1992, № 4