ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

НЕЗЛОБИН, КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1857–1930) (наст. фамилия Алябьев), русский актер, антрепренер, режиссер. С 1883 в качестве актера принимал участие в петербургских любительских спектаклях. В 1885–1886 арендовал театр в доме «Общества дешевых квартир» в Петербурге (Измайловский театр), где играл в спектаклях Каширская старина Д.В.Аверкиева (1885), Успех Н.Е.Вильде (1885), Любовь по А.Дюма (1885), Горнозаводчик Ж.Онэ (1886) и др. В 1890–1893 продолжил актерскую деятельность в провинции (Одесса, Кишинев, Самара, Ярославль).

Начало антрепренерской деятельности Незлобина датируется 1893. Держал антрепризы в Ярославле (1893–1894), Вильне (1894–1900), Нижнем Новгороде (1900–1902), Риге (1902–1909 и 1914–1916). Для антрепризы Незлобина были характерны «наличие в труппе хороших актерских сил и равнение на репертуар лучших столичных театров» (иногда посреди сезона он выезжал в столицы смотреть новинки драматических театров). Стремился Незлобин и к стабильности актерского состава, исполнители служили у него подолгу. В разное время в его в труппе играли В.Ф.Комиссаржевская (именно здесь она создала свои в будущем самые известные роли – Рози в Бое бабочек Г.Зудермана, Вари в Дикарке и Ларисы в Бесприданнице А.Н.Островского), К.В.Бравич, П.В.Самойлов, М.Ф.Андреева, М.Л.Роксанова, Н.Н.Литовцева, П.Л.Вульф, В.И.Лихачев и другие. Многие отмечали царившую у Незлобина дисциплину, его обязательность и безукоризненную честность: «У Незлобина, несмотря на его деспотизм, все служили без контракта, полагаясь только на его слово».

Незлобину, сочетавшему блестящие организационно-хозяйственные способности с подлинной любовью к театру, по мнению его артистов, сильно вредило «тяготение... к ролям героического репертуара». Обладавший несомненным комическим дарованием, Незлобин тем не менее переиграл без особого успеха множество драматических ролей: Незнамов в Без вины виноватых Островского (Ярославль, 1893), Чацкий в Горе от ума А.С.Грибоедова, Самозванец в Борисе Годунове А.С.Пушкина, Уриэль Акоста в одноименной пьесе К.Гуцкова (все Ярославль, 1894), Генрих в Потонувшем колоколе Г.Гауптмана (Вильна, 1898), Войницкий в Дяде Ване А.П.Чехова (Нижний Новгород, 1901) и другие.

Режиссерский дебют Незлобина состоялся в Нижнем Новгороде: в 1901 им были поставлены Три сестры Чехова. Среди его постановок Пробуждение весны Фр.Ведекинда (Рига, 1907), Мелкий бес по роману Ф.Сологуба (Москва, 1910), Эрос и Психея Е.Жулавского (Петербург, 1912), Ревность М.Арцыбашева (Москва, 1913), Дело А.Сухово-Кобылина, Закон дикаря Арцыбашева (оба Москва, 1916) и другие.

В 1909 Незлобин переносит свою антрепризу в Москву, где арендует Шелапутинский (Новый) театр. Режиссером приглашается К.А.Марджанов, чье сотрудничество с Незлобиным началось еще в Риге (Дачники М.Горького, Авдотьина жизнь С.А.Найденова). Его режиссура определила лицо первого сезона московского театра Незлобина. На смену Марджанову приходят режиссеры Ф.Ф.Комиссаржевский, В.К.Татищев, Н.Н.Званцев; ставит спектакли и сам Незлобин. В труппе театра в период его расцвета состояли Е.Т.Жихарева, В.Л.Юренева, Е.Н.Рощина-Инсарова, Лихачев. Мечтавший некогда совершить переворот в московской театральной жизни и затмить Художественный театр, Незлобин, заботясь о кассе, все больше ориентируется на драматургию Арцыбашева, а его театр по сути сближается с театром Корша. В сезон 1915–1916 Незлобин передает руководство театром товариществу актеров, и общий уровень постановок падает.

Работал Незлобин и в Петербурге: в сезоны 1911–1913 арендовал театр на Офицерской, где повторял спектакли, уже имевшие успех в Москве. В сезоне 1916–1917 держал в театре на Офицерской труппу во главе с актрисой В.Л.Юреневой. После революции жил в Риге, в 1924–1925 руководил театром в Ярославле.

Умер Незлобин в 1930.

ЛИТЕРАТУРА

Марков П.А. История моего театрального современника. – Театр, 1968, № 4

Яндекс.Метрика