Родился 20 февраля 1925 в Канзас-сити, штат Миссури, США. В шесть лет родители отдали его в католическую школу Св. Петра. После обучения в Военной академии Вентворт в Лексингтоне в 1945 служил пилотом истребителя B-24. После увольнения из ВВС работал в компании Calvin Co., производившей производственные фильмы. В 1957 дебютировал в большом кино фильмом Правонарушители о бунтарском поколении молодежи 1950-х. В том же году продолжил эту тему в кинокартине История Джеймса Дина о кумире молодежи, погибшем в автокатастрофе. Затем несколько лет работал на ТВ на различных сериалах. Первым «настоящим» фильмом считается Холодным днем в парке (1969) о случайном знакомстве богатой, но одинокой женщины и юноши. А в следующем году снимает Военно-полевой госпиталь, после выхода которого сразу же стал одним из ведущих режиссеров Голливуда. Фильм о врачах военного госпиталя во время войны в Корее 19501953-х. Лишенные малейшей веры в справедливость и необходимость этой войны, эти обаятельные циники проводят время за играми и розыгрышами друг друга. Здоровый идиотизм в противовес безумию и античеловечности войны (намек на Вьетнамскую войну) посыл этой очень смешной и умной картины, в которой занят прекрасный актерский ансамбль: Дональд Сазерленд, Эллиот Гулд, Роберт Дюваль. Фильм получил Гран-При на кинофестивале в Канне и «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
После этого фильма от Олтмана ждали больших, коммерчески успешных фильмов в стиле Большого Голливуда. Путь, по которому он пошел, был другим. Режиссер взял на себя роль ниспровергателя жанровых устоев. Каждая его последующая кинокартина переворачивала жанр, в котором была снята, с ног на голову. Он начал с вестерна, в 1971 вышел Маккейб и миссис Миллер (главные роли сыграли Уоррен Битти и Джули Кристи). Главный герой, приезжающий в городишко на Диком Западе Джон Маккейб, у другого режиссера мог стать благородным защитником униженных, как и положено ковбою. В фильме у Олтмана он прохвост, основывающий в городке бордель и павший жертвой своей глупости. Его подруга, которая могла бы быть преданной до конца спутницей наркоманка, равнодушно наблюдающая, как убивают Маккейба. Равно как и горожане, показанные как недалекие обыватели. Такая радикально депрессивная точка зрения на объект порой создавала впечатление, что Олтман человек, ненавидящий как Голливуд, так и созданную систему мифов. У зрителя подобные фильмы восторга не вызывали, оставляя восхищаться ими критиков. Довольно радикально поступил Олтман и с другим жанром детективом в фильме Долгое прощание (1973). Сыщика Филипа Марлоу сыграл когда-то великий Хэмфри Богарт. Олтман доверил эту роль в своем фильме нескладному комику Эллиоту Гулду. А почти всех героев превратил в сборище таких подонков, что не снилось и самому мрачному из «черных» фильмов 1940-х. Через год досталось гангстерскому кино. Олтман снял Воры как мы.
Многие исследователи кино считают лучшей работой режиссера драму Нэшвилл, переосмысление жанра мюзикла. Несколько историй, происходящих с участниками фестиваля кантри-музыки в Нэшвилле, представляют как бы панораму американского общества. Еще раз крепко достается вестерну в фильме Буффало Билл и индейцы или Урок истории Сидячего быка (1976), в котором знаменитый пионер Запада (актер Пол Ньюман) показан жестоким идиотом. Глупость общепринятых ценностей и устоев Америки вообще любимая тема режиссера. В конце 1970-х, устав от ниспровергания мифов, сосредотачивается на камерных драмах: Три женщины (1977), Свадьба (1978), Квинтет (1979). А в 1980 решает переиначить голливудскую анимацию, поставив киноверсию легендарного мультфильма о морячке Попае. Несмотря на редкий для Олтмана успех в прокате, критики Попай громят. В 1980-е не снимает ни одного значительного фильма. В 1992 с трагикомедией Игрок вернулся в число самых уважаемых киноинтеллектуалами постановщиков. Герой фильма голливудский продюсер (Тим Роббинс), получающий письма с угрозами от сценариста, чьему произведению он не дал зеленый свет. Сценарист решает встретиться с продюсером, но продюссер его убивает и становится объектом расследования. Но, конечно же, для столь ненавидимой Олтманом «фабрики грез» все кончается хорошо. Продюсера так и не привлекают, а к очередному фильму, претендовавшему стать глубоким и серьезным приделывают «счастливый конец». На кинофестивале в Канне Игрок получил призы за режиссуру и мужскую роль (Роббинс).
Фрагментарный калейдоскоп Нэшвилла Олтман оттачивает в Отрезках (1993), пессимистичном групповом портрете средних американцев. Лучшее, что есть в Отрезках великолепный актерский ансамбль: от Джека Леммона до Роберта Дауни-мл. и Тима Роббинса. Еще более эффектный подбор актеров (Марчелло Мастроянни, Анук Эме, Софи Лорен, Ким Бэйсингер, Стивен Ри и др.) в киноленте Прет-а-Порте (1994) со скептическим взглядом на мир высокой моды. Из всей царящей в фильме неразберихи запоминается финальная, очень неприятная сцена, когда модели выходят на подиум обнаженными.
Несмотря на общую затянутость, пара эффектных джазовых номеров и работа певца Гарри Белафонте в роли крестного отца выделяет Канзас сити (1996). Действие происходит в родном городе Олтмана. Кроме как участием хороших актеров, трудно выделить детектив Пряничный человек (1998) и комедию Счастье Куки (1999). Вспомнив, что за свою долгую карьеру он так и не успел развенчать старый добрый английский детектив, в 2001 снимает Госфорд парк, вариацию на тему головоломок Агаты Кристи. Довольно скучный фильм о расследовании убийства в особняке, где собралась британская знать, тем не менее, обрел довольно много поклонников и получил «Золотой глобус» за режиссуру и «Оскар» за оригинальный сценарий. Труппа (2003) особым вниманием не пользовалась.
Вклад Роберта Олтмана в киноискусство трудно оценить однозначно: кому-то он кажется раздражающим своей злостью бессмысленным борцом с канонами кино, кому-то гением, выступающим против превращения искусства в шоубизнес.
Олтман умер 20 ноября 2006 в Лос-Анжелесе.
Михаил Водопьянов
Patrick McGilligan. Robert Altman: Jumping Off the Cliff. St Martins Pr; 1st ed edition, 1989
Robert Altman, David Sterritt. Robert Altman: Interviews (Conversations With Filmmakers). University Press of Mississippi; 2000
Robert Phillip Kolker. A Cinema of Loneliness: Penn, Stone, Kubrick, Scorsese, Spielberg, Altman. Oxford University Press; 3rd edition, 2000
Jan Stuart. The Nashville Chronicles: The Making of Robert Altman's Masterpiece. Limelight Editions; 1st Limelight ed edition, 2003