ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР ДРАМЫ, русский театр, один из старейших театров Сибири. С 1983 «академический». До 1840-х годов професиональной труппы в Омске не было, изредка выступали гастролеры. В 1850-х годах в Омске существовал острожный театр, о нем писал Ф.М.Достоевский. Первое деревянное здание театре в Омске было построено купцом Быковым в 1875. В 1876 начала работать профессиональная труппа. В 1882 вместо сгоревшего деревянного купцом П.К.Сичкаревым был построен каменный двухярусный театр. Крупную антрепризу в 1890-х годах держал П.П.Медведев. Значительным событием в жизни театра были гастроли Г.Н.Федотовой (1897). В 1905 по проекту инженера И.Г.Хворинова был построен новый, ныне существующий четырехярусный театр, открывшийся спектаклем Ревизор Н.В.Гоголя. В 1905–1907 на его сцене шли спектакли На дне, Мещане, Дети солнца, Дачники, Варвары М.Горького, пьесы А.Н.Островского, Л.Н.Тостого, А.П.Чехова. В театре гастролировали А.А.Яблочкина, М.М.Петипа, В.Ф.Комиссаржевская, К.А.Варламов, П.Н.Орленев, В.Н.Давыдов.

В 1923–1931 в Омском театре выступали различные драматические труппы. Помимо классики и лучших современных пьес (Виринея Л.Сейфуллиной и Н.Правдухина, Человек с портфелем А.Файко), шли и кассовые пьесы (например, Осенние скрипки И.Сургучева). В 1920-е годы театр объявил себя академическим и ориентировался на классику, потом исповедовал идеи «левого театра». В 1930-е годы назывался Сибирским театром актерского мастерства. С 1931 по 1936 труппа работала под управлением В.Ф.Торского (театр назывался «2-й Западно-Сибирский театр», с 1934 – «Синтетический театр»). Театр, в труппе которого были В.Н.Вишнякова, А.Л.Павлова, К.С.Курбатова, А.М.Чупрунова, В.М.Бурэ, И.Я.Орлов, И.К.Чечет, П.С.Некрасов, стремился к эксперименту, яркости, актерской свободе, синтезу музыки, слова, сценического движения. Репертуар в те годы составляли пьесы Страх А.Афиногенова (1931), Принцесса Турандот К.Гоцци (1932), Мятеж по Д.Фурманову (1932), Мой друг Н.Погодина (1933), Егор Булычев и другие Горького (1933), Волки и овцы Островского (1934), Ревизор Гоголя (1935), оперетты Прекрасная Елена Ж.Оффенбаха (1934), Корневильские колокола Р.Планкета (1935), Сорочинская ярмарка М.П.Мусоргского (1936). В 1936 «Синтетический театр» был преобразован в Омский областной драматический театр.

Во время Великой Отечественной войны в Омском театре работала труппа московского Театра имени Евг.Вахтангова. В 1940-е годы художественное руководство осуществляла актриса Л.С.Самборская, при которой театр достиг своего расцвета (спектакли Интервенция, Нашествие, Горе от ума). После ее ухода с поста художественного руководителя в 1948 в театре менялись режиссеры, не оставившие после себя значительных спектаклей. Возрождение театра началось с приходом С.Ф.Владычанского, Ю.А.Альховского, Е.Р.Хигеровича, их лучшие спектакли – В старой Москве В.Пановой (Владычанский), Варвары Горького (Альховский), Каменное гнездо Х.Вуолийоки, Мамаша Кураж и ее дети Б.Брехта и Верность Погодина (Хигерович). Творчество этих режиссеров способствовало обновлению омского театра, заставило обратить на него внимание ведущих критиков России. Следующей ступенью в развитии театра был приход в качестве главного режиссера Я.М.Киржнера (1968–1977). Он собрал разнообразную и ровную по силам труппу, открыл темы, близкие омичам, искал новых авторов – Солдатская вдова Н.П.Анкилова (1972; Государственная премия РСФСР, 1973).

С 1970 в театре работал А.Ю.Хайкин, после ухода Киржнера главный режиссер в 1977–1985. Хайкин видел спектакли в цветовом и музыкальном звучании, в яркой, неожиданной форме (На дне Горького, Человек из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона, Орфей спускается в ад Т.Уильямса, С вечера до полудня В.Розова). Конец 1980-х годов связан с именем Г.Тростянецкого. Его спектакли глубоко профессиональны, в них очевидно умение создавать собственный образный мир, выразить время и откликнуться на духовные запросы зрителя (Вверх по лестнице, ведущей вниз Белл Кауфман, Лекарь поневоле Мольер, Последняя женщина сеньора Хуана Л.Жуховицкого). Театром также руководили главный режиссер Ф.Григорян, директор М.Ханжаров. На омской сцене раскрылись таланты артистов В.Алексеева, Е.Аросевой, Н.Василиади, К.Барковской, Б.Каширина, Ю.Ицкова, Г.Воротникова, В.Лукьянова, В.Прокоп, В.Решетникова.

В настоящее время (2001) главный режиссер театра – В.Петров, директор – Б.Мездрич. Театр активно сотрудничает с зарубежными коллективами. На его сцене осуществлены совместные проекты: Церемонии зари К.Фуэнтеса (сценография и свет, костюмы и музыка мексиканских художников), Клавиго И.В.Гете (режиссура и сценография немецких коллег) и другие. В 1996 Омский театр стал обладателем Национальной театральной премии «Золотая маска» по номинациям Лучшая работа режиссера (Петров, спектакль Женщина в песках по Кобо Абэ), Лучшая мужская роль (М.Окунев, тот же спектакль), Лучшая женская роль (Араки Кадзухо, тот же спектакль). В сегодняшнем репертуаре театра Голодранцы-аристократы Э.Скрапетты, Венецианские близнецы К.Гольдони, Панночка Н.Садур по Н.В.Гоголю, О мышах и людях по Д.Стейнбекк, Театр М.Фрейна, Волки и овцы А.Н.Островского, Живой труп Л.Н.Толстого и другие.

См. также ТЕАТР.

ЛИТЕРАТУРА

Ландау С. Из истории драматического театра в Омске. Омск, 1960
Омский государственный академический театр драмы. Омск, 1988

Яндекс.Метрика