Как кинорежиссер Панфилов дебютировал в 1967 драмой В огне брода нет по сценарию Е.Габриловича (приз Международного кинофестиваля в Локарно, 1969). Смысловым контрапунктом фильма стало противопоставление жестокой рутины гражданской войны и наивной веры в добро, воплощенной в образе санитарки и самодеятельной художницы Тани Теткиной (И.Чурикова). Тема прорыва из «тенет бытия» в завораживающий мир искусства была продолжена фильмом Начало (приз МКФ в Венеции, 1971), где та же И.Чурикова (жена режиссера) сыграла работницу провинциальной фабрики, приглашенную сниматься в кино в роли Жанны д"Арк.
В фильме Прошу слова (приз МКФ в Барселоне, 1977) «нестандартная» героиня заняла пост председателя горисполкома (другими словами высшей власти) небольшого города. Поставленная четырьмя годами спустя и фактически запрещенная к показу Тема вообще предвосхитила либеральные эскапады «перестроечного» кино: ее персонажами были рефлексирующий драматург (М.Ульянов), «странная женщина» (И.Чурикова) и отъезжающий в Израиль диссидент (С.Любшин). В 1986 фильм вышел на экраны и был удостоен одного из призов МКФ в Западном Берлине (1987).
Верный своему стремлению концентрировать в одном герое источник личностного и социального конфликтов, Панфилов попытался реализовать его в новых интерпретациях произведений М.Горького пьесы Васса Железнова и романа Мать. В первом случае (Васса, главный приз МКФ в Москве, 1983) результатом стала добротная экранизация классики, во втором новый подход к литературному источнику (Мать, 1990). Работа над фильмом о судьбе последнего русского императора Николая II Романовы. Венценосная семья (19972000) осложнилась непредвиденными затяжками.
Фомин В. Пересечение параллельных. М., 1976
Демин В. Глеб Панфилов. М., 1986
Гербер А. Романовы Панфилова. Искусство кино, 1997, № 9