ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

ТЕАТР АББАТСТВА (Abbey Theatre), ирландский национальный театр. Находится в Дублине.

История Театра Аббатства неотделима от истории ирландского возрождения, роста национального самосознания и упорной борьбы ирландцев за право на самоопределение, потому сложно назвать дату основания театра. В официальных источниках фигурирует 1904, когда богатая дама-патронесса А.Хорниман, сторонница возрождения Ирландии, приобрела маленькое театральное здание, но там играл спектакли сложившийся театральный коллектив, именуемый Обществом национального Ирландского театра. А его история началась в 1902 с премьеры спектакля Кетлин, дочь Хулиена по пьесе У.Б.Йейтса. Но и Общество возникло не на пустом месте, оно продолжило работу Ирландского литературного театра, первого национального театра. Театр именует себя ровесником МХТ. Всю эту цепь событий, подготовивших рождение Театра Аббатства, трудно оценить без социально-исторического фона Ирландии конца 19 в.

К этому времени в Ирландии, давшей миру знаменитых драматургов, О.Уайльда и Б.Шоу национального театра не было. После установления владычества Англии, театры в Ирландии стали частью английской коммерческой театральной системы. Правда, в стране было множество любительских трупп, что составляло предпосылки к формированию профессионального театра, которое началось с литературы; ирландской драматургии к этому времени тоже не было, был почти утрачен и гэльский язык.

Члены Гэльской лиги, драматурги Уильям Батлер Йейтс, Августа Грегори и Эдвард Мартин в 1899 стали основоположниками ирландской драматургии и театра, открыв Национальный литературный театр. Он не имел ни помещения, ни труппы; спектакли игрались английскими актерами. Но драматургия была ирландской, несмотря на английский язык – и по тематике, и по духу. В 1899 были поставлены Графиня Кэтлин Йейтса и Вересковое поле Мартина; в 1900 – Сгибается куст Дж.Мура, Последний пир Фениев Миллигана; в 1901 – Диармуд и Грани Йейтса и Мура; и первая пьеса, написанная на гэльском языке, Витье веревки Хайда (ее играла любительская ирландская труппа братьев Ф. и У.Фэй).

В 1901 литературный театр, объединившись с труппой братьев Фэй, был преобразован в Общество национального ирландского театра. Объединение произошло на основе общих творческих принципов. В это время начала складываться своеобразная речевая стилистика, ставшая «опознавательным знаком» ирландского театра. Эта стилистика заложена в ирландской драматургии: сложная ритмическая организация текста, гиперболическая образность, странно, но органично сочетающаяся с бытом и естественностью героев. Прозаический текст создавал эффект свободного стиха, звучащего своеобразной музыкой. Труппа братьев Фэй в работе над словом во многом опиралась на принципы французского театра, использующего стилистику классицизма, в частности, Театра Сары Бернар: напевность, декламационность, статуарность, позволяющая сосредоточить внимание на тексте. Пьесы Йейтса, написанные на разговорном англо-ирландском языке с использованием крестьянского диалекта ирландского запада, отличались этими особенностями.

В 1902 к деятельности общества подключился Дж.М.Синг, пьесы которого сыграли огромную роль в формировании национального театра.

Новый значимый период начался в 1904, когда общество получило здание бывшего «Народного мюзик-холла» на улице Аббатства – этот адрес дал название театра. Сцена была своеобразной – без глубины. Если актеру по ходу действия было необходимо уйти в одну из кулис, а потом появиться с другой стороны, он обходил здание театра по улице. Одну из актрис театра, особенно часто перебегавшую улицу во время спектаклей, прозвали «Бродячей кошкой».

Репертуар составляли пьесы Йейтса (У порога короля), Дж.Рассела, писавшего под псевдонимом АЕ (Дейрдре), А.Грегори (Когда восходит месяц), П.Колума (Опустошенная земля), Синга (В сумраке долины, Скачущие к морю, Источник святых). Жизнь театра была полной столкновений и конфликтов. Основные споры возникали из-за магистрального стилистического направления (ставить ли современные поэтические пьесы или сосредоточиться на инсценировках старинных гэльских саг) и политической ориентации театра. Одна часть труппы утверждала, что Театр Аббатства должен призывать к борьбе с английским господством; вторая считала, что театр должен стоять вне политики и сосредоточить свои усилия на возрождении национальных традиций. В стороне не оставались и зрители: известен эпизод 1907 с массовой дракой на спектакле по пьесе Синга Удалой молодец – гордость Запада, когда патриотически настроенная часть публики, сочтя трагикомедию оскорбительной для ирландского народа, отстаивала свое мнение с помощью кулаков.

У театра возникали сложности и с властями: так, после объявления о премьере пьесы Б.Шоу Разоблачение Бланко Поснета (прежде запрещенной в Лондоне), высший английский чиновник Ирландии пригрозил театру лишением патента на драматические спектакли.

В конце 1900-х театр стал испытывать финансовые трудности: произошел разрыв с меценаткой А.Хорниген. 1910 прошел под знаком сбора частных пожертвований, коммерческих гастролей и благотворительных спектаклей. Эта цель была достигнута; ей сопутствовал и организационный успех: театру продлили патент на 21 год и дали официальное разрешение ставить английскую классику.

1910 был ознаменован еще одним важным событием: встречей Йейтса с режиссером и тетаральным художником Г.Крэгом. Совпадение эстетических позиций и плодотворный творческий контакт позволили Йейтсу получить разрешение на использование в театре новаторской системы декорационных ширм Крэга. Ширмы идеально вписались в неглубокую сцену; 12 ноября 1911 они были впервые в мире использованы в спектаклях Песочные часы Йейтса и Избавитель Грегори.

В 1911 в театр для экспериментальной работы был приглашен английский режиссер и актер (ирландец по происхождению) Н.Монк. В репертуар вошли мистерии и моралите, близкие по стилистике ирландской драматургии.

На судьбе театра, как и на судьбе ирландского народа, трагически сказалось т.н. «Пасхальное восстание» 24 апреля 1916, жестоко подавленное англичанами. Все дома вокруг театра были сожжены и разбомблены; часть труппы погибла или была арестована. Во главе театра в то время стоял С.-Дж.Эрвин. Его проанглийская ориентация обусловила закрытие театра: он объявил, что театр должен стать филиалом гастрольной сети английских театров. Труппа покинула театр, отказавшись сотрудничать с Эрвином. Театр возобновил свою деятельность в сентябре, когда руководителем стал А.Кьоу.

Политическая обстановка в стране ожесточалась – к 1920 в Дублине были введены законы военного времени. Ни о какой дотации театру не могло быть и речи, он перешел на полулюбительское существование: днем актеры зарабатывали на жизнь иными профессиями. Однако кризис театра был обусловлен и творческими причинами. Он нуждался в обновлении репертуара, в новом драматургическом лидере.

Трудно сказать, что было бы с театром дальше, если бы не появление Ш.О"Кейси. Сотрудничество с ним стало благотворным для обеих сторон: пьесы О"Кейси спасли театр от банкротства, а он стал писателем с мировым именем. Особую славу принесла постановка т.н. «дублинской трилогии» – пьес о жизни дублинских трущоб во время событий 1916— 1922 (Тень стрелка, 1923; Юнона и Павлин, 1924; Плуг и звезды, 1926). В 1928 Йейтс разорвал отношения с О"Кейси, отвергнув его пьесу Серебряный кубок. Лишь в 1935 сотрудничество было восстановлено, и пьеса увидела свет рампы.

Верность традициям театр пронес через весь 20 в. Возможно, главенство драматургии обусловило то обстоятельство, что театр не дал громких режиссерских имен.

Некоторое изменение репертуарной политики произошло лишь в один сложный для театра период. В 1951 здание театра было разрушено пожаром, и до 1966, когда оно было отстроено на прежнем месте, труппа работала без своего стационарного помещения. В этот период коммерческие интересы не преобладали над творческими.

С 1966 театр вернулся к своей главной цели: пропаганде национальной драматургии и сохранению традиций ирландского искусства. В этом могли убедиться и российские зрители: в 1988 театр привозил в Москву и Ленинград спектакли Великий голод Т.Мак-Интайра и Поле Дж.Кида (художественный руководитель театра – В.Даулинг).

Татьяна Шабалина

ЛИТЕРАТУРА

Синг Дж.М. Драмы. Л-М., 1964
Хайченко Е. Знакомые незнакомцы из Дублина. «Театр», 1988, № 8
Йейтс У.Б. Роза и башня. СПб., 1999
Ряполова В.А. Театр Аббатства (1900-1930 годы). Очерки. М., 2001

Яндекс.Метрика