ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

УЛЬМАН, ЛИВ ИОХАННА (Ullmann, Liv) (р. 1939), норвежская и шведская актриса, кинорежиссер. Родилась 16 декабря 1939 в Токио в семье норвежского инженера. В семнадцать лет, бросив школу в г.Тронхейме, уехала в Лондон, где обучалась актерскому мастерству в театральной студии Уэбстера – Дугласа. Вернувшись в Норвегию, начала карьеру театральной актрисы в провинции, с 1960 – в Национальном театре Осло. В 1957 Ульман впервые снялась в фильме Глупцы в горах (Fjols til fjells), затем еще в нескольких норвежских картинах.

Переломным моментом в судьбе Ульман стала встреча с режиссером И.Бергманом. Неординарная по своему актерскому дарованию и типу внешности (современная «сирена», в равной степени рассудительная и чувственная), она сразу же получила одну из двух главных ролей в бергмановской Персоне (Persona, 1966), где ее героиня, актриса Элизабет Фоглер, неожиданно для всех обрекла себя на молчание. Сложный, философичный образ был раскрыт актрисой только средствами мимики в бессловесном диалоге с признанной звездой бергмановского кино Б.Андерсон.

Временем подлинного творческого триумфа для Ульман стал конец 1960-х, когда в течение двух лет она играет главные роли в бергмановских шедеврах Час волка (Hour of Wolf, 1968), Стыд (Shame, 1968) и Страсть (Passion, 1969). Тип ее героини, женственной, страстной и вместе с тем слишком одухотворенной, чтобы найти удовлетворение в банальных формах любовной интриги, в полной мере воплощал идеал интеллектуальной элиты и молодых нонконформистов той эпохи.

Тесные профессиональные отношения между Ульман и Бергманом нашли продолжение и в частной жизни: 1967 Ульман развелась с мужем и переехала к Бергману на остров Форе, где у них родилась дочь Линн (также ставшая актрисой). Период совместной жизни Ульман и Бергмана продолжался всего пять лет, однако и впоследствии их дружеские и творческие отношения не оборвались. В 1970-х годах Ульман все так же олицетворяет противоречивых, загнанных в экзистенциальный тупик бергмановских героинь, играя главные роли в фильмах Крики и шепоты (Cries and Wispers, 1972), Сцены из супружеской жизни (Scenes From a Marriage, 1973), Лицом к лицу (Face to Face, 1976), Змеиное яйцо (The Serpent"s Egg, 1978) и Осенняя соната (Autumn Sonata, 1978). Особенно крупным успехом Ульман стала роль в фильме Лицом к лицу (врач-психиатр, оказавшаяся в состоянии психического кризиса), за которую она номинировалась на премию «Оскар». Четырьмя годами раньше Ульман уже номинировалась на эту премию за главную роль в фильме Я.Труэля Эмигранты (The Emigrants, 1971). В дилогии Труэля (куда вошел и фильм ПоселенцыThe New Land, 1972), рассказывающей о нелегкой судьбе шведских эмигрантов в Америке в середине 19 в., актриса предстала в образе духовно цельной и чистой крестьянки Кристины.

С начала 1970-х годов получившая всемирную известность Ульман много снимается за пределами Скандинавии – в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Мексике и других странах. Однако ее работы в Голливуде (комедия 40 каратов40 Carats, 1973, мюзикл-фэнтези Потерянный горизонтLost Horizon, 1973) откровенно разочаровали критиков и публику, а роли в известных европейских постановках (ОтречениеThe Abdication, 1974); На один мост дальшеA Bridge Too Far); 1977, Опасные ходыDangerous Moves, 1984), подтвердив ее высокую репутацию, не стали для нее творческим открытием. Тем не менее в 1980-е годы, в новом возрастном и жанровом амплуа, актрисе удавалось не раз напомнить о себе – как, например, в фильме Габи: подлинная история (Gaby – A True Story, 1987), где ее героиня борется с неизлечимым недугом, или в Розовом саду (The Rose Garden, 1989), где она мастерски перевоплощается в опытного адвоката.

Кроме съемок в кино, Ульман много работала на театральной сцене – в театрах Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Осло, где отыграла весь репертуар Ибсена. В 1990-х годах Ульман обратилась к режиссуре, поставив фильмы Софи (Sofie, 1993), Кристин, дочь Лавранса (Kristin Lavransdatter, 1994), Личные признания (Private Confessions, 1996), Неверный (Faithless, 2000) – два последних по сценарию Бергмана. Режиссерские работы Ульман, профессионально-зрелые и реалистичные, единодушно получили высокую оценку. Она также автор автобиографических книг Изменения, Выборы, Время приливов и отливов.

ЛИВ ИОХАННА УЛЬМАНЛИВ ИОХАННА УЛЬМАН

ЛИВ УЛЬМАН (справа)и Биби Андерссон (слева). Кадр из фильма Ингмара Бергмана Персона. ЛИВ УЛЬМАН (справа)и Биби Андерссон (слева). Кадр из фильма Ингмара Бергмана Персона.

ЛИТЕРАТУРА

Бергман о Бергмане. М., 1985

Яндекс.Метрика