Родился в 1957 в Москве. В 1979 окончил Воронежский институт искусств по специальности актер театра и кино. В 1985 окончил в ГИТИСе курс режиссуры (мастерская А.Эфроса и А.Васильева).
Учеба ориентировала его на профессиональную работу в театре. Однако середина 1980-х оказалась временем коренной ломки всей общественной системы, что привело к пересмотру основополагающих принципов и традиций в том числе, и в искусстве. Юхананов одним из первых театральных режиссеров оказался чутким к переменам. В 1986 он создал первую в Советском Союзе независимую театральную группу Театр-Театр и работал с командой, состоящей из актеров и художников, экспериментируя в области перформанса и хэппенинга.
Примерно в то же время (и тоже первым в СССР) он начал художественные эксперименты с видеокамерой. В сотрудничестве с братьями Игорем и Глебом Алейниковыми и Евгением Юфитом в 1986 основал кинематографическое движение «Параллельное кино», которое создавало видеофильмы вне системы кинопроизводства. Свои видеоэксперименты Юхананов осмысливал в теоретических статьях, мифологизируя природу видео особенно феномен т.н. «медленного видео», который основывался на отказе от монтажа. В качестве альтернативы предлагал непрерывное художественное мышление, «не текст, а речь, которая льется, льется, льется, пытаясь выразить смысл». Принципиальным для него был и пришедший из театра способ актерской игры непрерывное существование. В соответствии с законами «медленного видео» он снял фильмы Особняк (1986), Игра в Хо (1987), Сумасшедший принц Фассбиндер (1988), Гамлет (1988), Сумасшедший принц Японец (1988), Крылья (1989), Сумасшедший принц Годар (1990) и др. работы, ставшие частью его глобального видеопроекта Роман в 1000 кассет.
В конце 1980-х он занялся новым проектом организованной в 1988 сначала в Ленинграде, а потом в Москве Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР). Он собрал молодежь, чтобы обучать ее и осуществлять сложные универсальные проекты. Позже были МИР-2 (1989) и МИР-3 (1994). Возникнув как альтернатива государственной системе кино- и театрального образования, Мастерская не противопоставляла себя «официальному искусству», а, напротив, стремилась к снятию оппозиции между традицией и авангардом. С 1996 Мастерская осуществляет свои проекты при содействии продюсерского центра РАТИ «АртПрофи». В 1997 Мастерская открыла актерско-режиссерский курс на базе РАТИ.
В МИРе Юхананов вырастил второе поколение режиссеров «параллельного кино», среди них А.Дулерайн, С.Корягин, О.Столповская, Д.Троицкий, А.Сильвестров, О.Хайбуллин, И.Колосова и др.
Главным в философско-художественной концепции театра для Юхананова стал перенос внимания с конкретного человека на «внечеловеческие», глобальные проблемы, создание новых мифологем на стыке аттракциона и ритуала. Он разрабатывал жанр мистерии, но в современном понимании, сближающем мистерию с перформансом. Основным его проектом в рамках МИРа был Сад экспериментальное создание саморазвивающейся во времени сценической постановки. Исходной точкой стала пьеса А.Чехова Вишневый сад, но проект Юхананова скорее создание мифа о Саде, некоего всеобъемлющего произведения, в котором классический текст представал в «сакрализованном» виде и перемежался зонами импровизации. За десять лет было создано восемь вариаций Сада, которые Юхананов называет «регенерациями».
Юхананов осуществил в театре и на видео социальный проект Дауны комментируют мир. Театрализованная игра Поход за золотыми птицами, к которой режиссер привлек больных синдромом дауна людей, вскоре выросла в масштабную акцию, которая, по словам Юхананова, дала возможность увидеть мир сквозь сознание больного человека на аспекты современного бытия. В театральной части проекта больные актеры были «садовыми существами» и представали мистериальными созданиями со счастливым сознанием, некими «Ангелами и Мужиками». В видеофильме Неуправляемый ни для кого (1995) они комментировали Евангелие. В 1997 он снял видеофильм Да, дауны, или Поход за золотыми птицами. Проект Дауны комментируют мир стал беспрецедентной акцией в России, направленной на социальную адаптацию больных людей и воспитание толерантности к ним.
Негодование критики вызвал его спектакль Fауст, поставленный по первой части трагедии Гете Фауст и воплощенный в нескольких вариантах. Премьера состоялась в 1999 в рамках фестиваля «Пушкин и Гете» и шла около 6 часов. Позже спектакль был сокращен до 3,5 часов, однако оставлен главный принцип: актеры, играющие Фауста и Мефистофеля, меняются местами, они двойники, взаимные alter ego. В спектакле задействованы кошки, артисты театра Ю.Куклачева.
В 2004 Юхананов поставил спектакль Повесть о прямоходящем человеке, заставивший критику снизить градус обличительной полемики. Его героиней стала парализованная и лишенная возможности говорить Оксана Великолуг, присутствующая на сцене в инвалидной коляске. Спектакль построен на ее дневниковых записях, проецирующихся на экран, и отстаивает тезис, что «прямоходящим» человека делает не физическое здоровье, но интенсивные духовные поиски Бога. Юхананов рассматривает сценическую площадку как пространство, дающее возможность каждому для выхода в «запредельное».
Сегодня он руководит Лабораторией ангелической режиссуры (ЛАР) и Школой Ангелической режиссуры (ШАР), созданных как ответвление МИРа. Является одним из создателей «ЛабораТОРИИ» экспериментальной мастерской по изучению текстов Торы при помощи театрального искусства. Содиректор клуба и кинофестиваля Сине Фантом, посвященных деятельности независимого кино. Отдельные проекты он осуществляет в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский маленький балет и др.), в Киеве (учебный проект и мастер-классы в центре современного искусства «Дах»), в Вильнюсе (Недоросль в Русском драматическом театре Литвы) и др.
Автор книги стихов Московский дневник (2000).
Татьяна Шабалина
Юхананов Б. Теория видеорежиссуры. Митин журнал, 1989, № 25 (январь-февраль)
Зинцов О. Исходящие. Ведомости, 29.05.2001
Джурова Т. Священные чудовища. Петербургский театральный журнал, 2003, № 31
Давыдова М. Укрепили вертикаль театра. Известия, 28.10.2004