Cлучайно его заметил режиссер Г.Александров и пригласил сниматься. И хотя никакого специального образования или актерского опыта у Юматова не было, предложения от режиссеров следовали одно за другим. В разное время он работал с такими мастерами, как С.Герасимов, М.Ромм, В.Венгеров, Л.Менакер, А.Герман.
Роли, сыгранные актером в 19501960-х годах, это разные воплощения одного и того же характера. Матросы, солдаты, летчики из фильмов Повесть о настоящем человеке (1948), Адмирал Ушаков (1953), Корабли штурмуют бастионы (1953), Герои Шипки (1954), Баллада о солдате (1959) психологически убедительны вне зависимости от качества драматургического материала. Впрочем, на долю актера выпали такие сложные и большие по объему роли, как роль Ивана Морозко в фильме М.Калика Юность наших отцов (1958) и роль Веньки Малышева в фильме В.Скуйбина Жестокость (1959). Но больше всего он запомнился и полюбился зрителям в киноромане Офицеры (1971, реж. В.Роговой), где сыграл Алексея Трофимова, профессионального военного, прошедшего и гражданскую войну, и Великую отечественную, воевавшего и в Туркестане, и в Испании. Именно при сопоставлении игры Юматова с игрой его партнера по фильму В.Ланового, актера романтического склада, заметно, что Юматов отнюдь не «лирический герой», он ироничен, ему близка трагикомедия. Фильм Г.Полоки Один из нас (1970), где острота драматургии и неожиданность кинематографических ходов выводили заурядную шпионскую историю на принципиально иной уровень тонко стилизованной пародии, был также замечен и принят зрителями. Но вряд ли кто-либо обратил внимание, что актеру, игравшему главного героя кавалериста Сергея Бирюкова, вовлеченного в охоту за немецкими шпионами в последние предвоенные дни, сильно за сорок, так моложав и витален был Юматов.
Больше актеру с таким интересным материалом работать не пришлось. И фильм Москва слезам не верит (1979, реж. В.Меньшов), где он в небольшом эпизоде сыграл импозантного генерала (жену его сыграла Муза Крепкогорская, которую Юматов нежно любил и с которой прожил долгие десятилетия), и фильмы Петровка, 38 (1980, реж. Б.Григорьев) и Огарева, 6 (1980, реж. Григорьев), собравшие большую зрительскую аудиторию, оказались много слабее. Исключением была, может быть, лишь комедия К.Воинова Дача (1973) с ее поразительным актерским ансамблем.
Умер Юматов в Москве 5 октября 1997.
Евгений Перемышлев