Наделенный сильным темпераментом, с простым, но очень характерным лицом (высокие характерные скулы, голубые глаза, глядящие пристально, «насквозь»), Заманский одинаково успешно играет и героев, наделенных силой и властью (знаменитый советский военачальник П.Батов в эпопее Освобождение, 1970, реж. Ю.Озеров; полковник Засмолин в посвященной боям под Москвой ленте День командира дивизии, 1983, реж. И.Николаев), и тех, кто таится, чья сила не явлена (уголовник по кличке «Крот» из фильма Инспектор уголовного розыска, 1971, реж. С.Цыбульник). Актер сыграл множество военных разного ранга (одна из лучших ролей старший лейтенант Васильев в ленте На семи ветрах, 1962, реж. С.Ростоцкий), среди других его героев завуч, секретарь райкома, начальник цеха, председатель сельсовета. Играл он и лиц исторических русского летчика Л.М.Мациевича в ленте Воздухоплаватель (1975, реж. А.Вехотко), писателя М.П.Погодина в биографической картине Мой дом театр (1975, реж. Б.Ермолаев), посвященной драматургу А.Н.Островскому. Но таков взгляд актера, такова излучаемая им энергия, что, несмотря ни на какое положение либо звание, все его герои люди подневольные, движимые долгом, обстоятельствами, приказом, лишенные свободы выбора, и это не обреченность, здесь просматриваются не названные, но ясно различимые принципы существования в мире, по-особому понятые механизмы бытия. Подлинную, не наигранную значительность личности Заманского всегда чувствовали режиссеры, он снимался у таких своеобычных, разных мастеров, как М.Калик, Ростоцкий, А.Алов и В.Наумов, И.Хейфиц, Г.Чухрай.
Одна из самых удачных ролей, сыгранных Заманским, роль Александра Лазарева в картине А.Германа Проверка на дорогах (19711986); среди прочих членов творческого коллектива актер стал лауреатом Государственной премии СССР за 1988. В этой роли как бы интегрированы оба типа героев, которых приходилось играть Заманскому, крайности словно сошлись прежде наделенный силой, при оружии, могущий повелевать жизнями людей, сдавшийся в плен партизанам стал подневольным, зависимым от чужой воли, от произвола, что также показано в фильме. Но и до этого он не был свободен, и к немцам бывший советский солдат перешел не по убеждению, а в силу сложившихся обстоятельств. Этот вечный гнет, нависший над человеком, на какой бы стороне он ни находился, лейтмотив большинства актерских работ Заманского представлен здесь со всей убедительностью. Желание оправдаться перед родной страной и трагическая гибель в финале подчеркнуты эффектной деталью, которая прочитывается как символ, раскаленный ручной пулемет, из которого стреляет Лазарев, падает в снег и, шипя, дымится, остывает, черный на белом фоне.
Хотя приглашение актера во многие картины обусловлено его обликом он органичен в исторических фильмах, хорошо смотрится в лентах, сделанных в стиле «ретро», как, например, в фильме Завтра была война (1987, реж. Ю.Кара), мастерство его несомненно. Великолепно сыгранная в картине Не стреляйте в белых лебедей (1980, реж. Р.Нахапетов) эпизодическая роль мягкого начальника, недалекого и заторможенного до такой степени, что в его присутствии может вершиться жесткость, показала, что актер владеет и сатирическими красками.
Евгений Перемышлев