ЖИТИНКИН, АНДРЕЙ АЛЬБЕРТОВИЧ (р. 1960), русский режиссер. Родился во Владимире 18 ноября 1960. В выборе профессии главную роль сыграло творчество А.Тарковского и С.Параджанова. Окончил актерский и режиссерский факультет (руководитель курса Е.Симонов) Театрального училища имени Б.В.Щукина. На дипломной практике работал в Театре на Малой Бронной. Дипломным спектаклем Житинкина был спектакль
Цена А.Миллера. После окончания училища работал в московском театре «Современник». У Г.Волчек Житинкин научился понятию режиссерской воли умению подчинять себе всех, от актеров до работников постановочных цехов. В 19881990 работал в Театре имени М.Ермоловой. Поставил на сцене этого театра спектакли
Снег. Недалеко от тюрьмы Н.Климантовича (1988),
Калигула А.Камю (1990),
Роковые яйца М.Булгакова (1990). Спектакль
Игра в жмурики М.Волохова (1993) один из самых скандальных спектаклей режиссера, так как играется с использованием ненормативной лексики. С 1992 Житинкин работает в Театре имени Моссовета. Осуществил постановки:
Собачий вальс Л.Андреева (1992),
Внезапно прошлым летом Т.Уильямса (1994), бенефис Г.Жженова
Он пришел Д.Пристли (1995),
Милый друг Г. де Мопассана (1997),
Мой бедный Марат А.Арбузова (1997),
Венецианский купец У.Шекспира (1999) и др. Житинкин всегда старается предложить публике непривычную трактовку известных сюжетов (
Ночь трибад П.У.Энквиста на малой сцене театра имени Н.В.Гоголя, 1993).
Самыми значительными спектаклями режиссера по признанию критиков стали Милый друг, бенефис А.Ширвиндта Поле битвы после победы принадлежит мародерам Э.Радзинского в Театре Сатиры (1995), Нижинский. Сумасшедший божий клоун Г.Бланстейна в Театре имени Моссовета (1999). Работает с известными актерами М.Тереховой, Л.Гурченко, В.Талызиной, Л.Полищук, М.Козаковым, А.Домогаровым, С.Безруковым, Н.Дробышевой и др. Большое внимание уделяет работе над бенефисными постановками (бенефисы Ю.Яковлева Веселые парни Саймона в Театре имени Евг.Вахтангова, Л.Гурченко Бюро счастья). Режиссерская манера Житинкина основана на мощном, волевом втягивании зрителя в сценический процесс. Для такой процедуры нужны особые пьесы, драматизм которых был бы обращен к области сознания. За рамки действия выносится все, что не является главным для режиссера, динамика сюжета, интрига, событийные перемены (Партитура для деревянного инструмента С.Гроховяка). Житинкин избегает помпезности в своем творчестве, поэтому использует минимум постановочных средств, но всегда обосновывает этот ход драматургическим материалом. Долгое время сотрудничает с художником А.Шаровым. Ставит спектакли в театре «Табакерка»: Псих А.Минчина (1996), Признание авантюриста Феликса Круля Т.Манна (1998) и др.
АНДРЕЙ АЛЬБЕРТОВИЧ ЖИТИНКИН