Наука и техника: Астрономия

БААДЕ, ВАЛЬТЕР (Baade, Walter) (1893–1960), немецкий астроном. Родился 24 марта 1893 в местечке Шрёттингхаузен (Вестфалия) в семье учителя. По окончании Гёттингенского университета (1918) по рекомендации математика Ф.Клейна, у которого он работал ассистентом, был принят на работу в обсерваторию Гамбургского университета. Одновременно преподавал там же. В 1931 переехал в США. Работал сначала в обсерватории Маунт-Вилсон, затем в обсерватории Маунт-Паломар. В 1958 вернулся в Германию, работал в Гёттингенском университете.

Первые работы Бааде, выполненные им в Гамбурской обсерватории, были посвящены кометам, астероидам, переменным звездам. В 1923 он открыл новую комету, в 1920 – астероид Гидальго, с рекордным тогда удалением от Солнца. В 1949 открыл астероид Икар, орбита которого заходила внутрь орбиты Меркурия. Мировую известность принесла Бааде концепция существования двух основных типов звездного населения галактик. Проводя наблюдения ближайших галактик (в частности, галактики М31 в созвездии Андромеды) с помощью крупнейших тогда 100-дюймового, а затем 200-дюймового рефлекторов, он в 1944 разложил их на звезды и разбил звездное население на две группы в зависимости от возраста звезд, их химического состава и положения в галактической системе. К группе I Бааде отнес молодые (106–108 лет) горячие звезды, сформировавшиеся из межзвездного газа, который мог образоваться, например, при взрыве сверхновых. Эти звезды содержат железо, никель, углерод и некоторые более тяжелые элементы – примерно в такой же пропорции, как Солнце, и тоже состоят в основном из водорода (90%) и гелия (9%). К группе II принадлежат более старые звезды (1Ч109–15Ч109 лет). Они образовались из межзвездных газовых облаков, сформировавшихся после Большого Взрыва, в условиях чрезвычайно высоких температуры и плотности, и состоят почти исключительно из водорода и гелия. Содержание более тяжелых элементов в них в 10–100 раз меньше, чем в звездах группы I. Концепция Бааде сыграла важную роль в развитии теории эволюции звезд. Весьма ценными были также результаты Бааде, касавшиеся сверхновых. Он показал, что вспыхивающие звезды, которые наблюдали еще Тихо Браге (1572) и И.Кеплер (1604), были на самом деле вспышками сверхновых, и отождествил их с остатками вспышек – туманностями. Бааде впервые высказал предположение (совместно с Ф.Цвикки), что в результате вспышки сверхновой может образоваться нейтронная звезда (1934), отождествил (совместно с Р.Минковским) с остатками сверхновых несколько дискретных источников радиоизлучения. Фотографированием в монохроматическом свете выявил тонковолокнистую структуру Крабовидной туманности.

Бааде был награжден Золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества (1954), медалью Тихоокеанского астрономического общества (1955).

Умер Бааде в Гёттингене 25 июня 1960.

ВАЛЬТЕР БААДЕВАЛЬТЕР БААДЕ