Наука и техника: Астрономия

РЕБЕР, ГРОТ (Reber, Grote) (1911–2002), американский радиоинженер, один из пионеров радиоастрономии. Родился 22 декабря 1911 в Чикаго. В юности был радиолюбителем-коротковолновиком. В 1933 окончил Иллинойсский технологический институт. В 1933–1947 был сотрудником нескольких радиотехнических фирм в Чикаго. С 1948 начал работать в Национальном бюро стандартов.

Заинтересовавшись природой космического радиоизлучения, открытого К.Янским в 1932, Ребер считал необходимым продолжить эти исследования и предлагал свои услуги фирме «Белл лэбораториз» (Bell Labs), где работал Янский, а также некоторым астрономическим обсерваториям, но не смог получить место в связи с экономическим кризисом. В 1937 самостоятельно спроектировал и построил во дворе своего дома в Уитоне (пригород Чикаго) первый радиотелескоп с параболической антенной (диаметр 9,5 м, фокусное расстояние 6 м). До начала 1940-х годов Ребер был единственным в мире ученым, проводившим радиоастрономические наблюдения. Параболический рефлектор его антенны фокусировал слабое космическое радиоизлучение любых частот и позволял размещать в фокусе антенны любые приемники. Первые два приемника Ребера, детектирующие сигнал на частотах 3300 МГц и 900 МГц, не смогли зафиксировать космическое излучение и ловили только земные помехи. Третий приемник, рассчитанный на частоту 160 МГц (длина волны 1,9 м), зарегистрировал в 1938 излучение Млечного Пути, подтвердив таким образом открытие Янского.

С 1938 по 1943 Ребер провел первый обзор неба в радиодиапазоне, составив радиокарту Млечного Пути и обнаружив мощные источники излучения в созвездиях Лебедя и Кассиопеи. Первым стал выражать интенсивность космического радиоизлучения в единицах плотности потока и яркости; первым обнаружил, что галактическое радиоизлучение имеет нетепловую природу. Свои результаты Ребер публиковал в радиотехнических и астрономических журналах: с его статей, опубликованных в 1940 и 1944 в «Астрофизическом журнале» («Astrophysical Journal»), по существу, началось развитие радиоастрономии как науки. В 1942 Ребер опубликовал первую радиокарту неба. В 1944 первым сообщил об открытии радиоизлучения Солнца, которое в 1942 наблюдали также Дж.С.Хей и Дж.Саутуорт. В 1946–1948 изучил и описал вспышки солнечного радиоизлучения, нашел, что их длительность пропорциональна длине волны наблюдения.

Ребер участвовал в радиоастрономических экспедициях на Гавайские о-ва и на о-в Тасмания. Награжден медалью им. К.Брюс Тихоокеанского астрономического общества (1962); после У.Хаггинса был вторым любителем астрономии, удостоенным этой престижной награды. В его честь также названа малая планета 6886 Грот.

Умер Ребер 20 декабря 2002 на о.Тасмания.

ГРОТ РЕБЕР за управлением самодельным радиотелескопом. 1930ГРОТ РЕБЕР за управлением самодельным радиотелескопом. 1930