Наука и техника: Физика

ЦВИККИ, ФРИЦ (Zwicky, Fritz) (1898–1974), швейцарский астроном и физик. Родился 14 февраля 1898 в Варне (Болгария). В 1920 окончил Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе, в 1922 защитил диссертацию по физике. С 1925 по 1972 работал в Калифорнийском технологическом институте (Пасадена, США) и на связанных с ним обсерваториях Маунт-Вилсон и Маунт-Паломар (с 1942 в должности профессора астрофизики). В начале 1930-х годов занимался физикой твердого тела, ионизованного газа и термодинамикой, а затем перешел к изучению новых и сверхновых звезд и космических лучей.

В 1934 совместно с В.Бааде выдвинул гипотезу, что вспышки сверхновых представляют совершенно особый тип звездных взрывов, гораздо более редкий и полностью отличный от новых звезд. Цвикки и Бааде первыми высказали предположение, что в результате взрыва сверхновой образуется сверхплотная вырожденная звезда, состоящая из нейтронов. С явлением сверхновой Цвикки связывал также происхождение космических лучей. В 1936 он организовал службу сверхновых звезд для их систематического поиска в соседних галактиках. С 1937 по 1941 им было открыто 18 сверхновых, тогда как за всю предыдущую историю астрономии их было замечено около 12. Цвикки открыл также большое количество белых карликов.

Цвикки внес большой вклад во внегалактическую астрономию. Разработал и успешно применил к изучению галактик метод «аналитической фотографии», заключающийся в наложении негативного и позитивного отпечатков одной и той же области неба, снятых в разных лучах. Открыл и описал десятки тысяч галактик и их скоплений, создал фундаментальный шеститомный каталог галактик. Выполнил многочисленные исследования их пространственного распределения. Исходя из особенностей этого распределения, пришел к выводу о существовании межгалактического поглощающего вещества облачной структуры, а также общего межгалактического поля темной материи. Первым высказал мысль о существовании вещества за пределами видимых оптических границ галактик, что находит подтверждение в новейших наблюдениях. Совместно с С.Смитом впервые применил теорему вириала к скоплениям галактик и показал, что динамическая энергия скоплений слишком велика, если не допустить существования в них скрытой массы. Осуществил поиски галактик небольших размеров, приведшие к открытию очень компактных галактик высокой светимости (так называемые галактики-пигмеи).

В 1943–1961 Цвикки был главным научным консультантом фирмы «Аэроджет дженерал корпорейшн» (Азуза, шт. Калифорния). Ему принадлежат 50 патентов, в основном в области ракетной техники; Цвикки изобрел ряд реактивных и гидротурбореактивных двигателей. Принимал участие в разработке ракетных ускорителей для взлета тяжелых самолетов. В октябре 1946 под руководством Цвикки с помощью ракеты «Фау-2» был осуществлен запуск «искусственных метеоров» – первый эксперимент по созданию искусственных астрономических объектов. Цвикки является автором своеобразного морфологического метода исследований в астрономической и ракетной технике, изложенного в книгах Морфологическая астрономия (1957) и Морфология реактивного движения (1962).

Основатель и президент (с 1961) Общества морфологических исследований. В 1972 награжден Золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества.

Умер Цвикки в Пасадене (шт. Калифорния, США) 8 февраля 1974.

ФРИЦ ЦВИККИ ФРИЦ ЦВИККИ