ЗИНИН, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1812–1880), русский химик-органик. Родился 13 (25) августа в Шуше (Нагорный Карабах). По окончании Саратовской гимназии в 1830 поступил в Казанский университет на физико-математический факультет. Обратили на себя внимание ректора университета Н.И.Лобачевского, и после защиты диплома в 1833 Зинину было поручено репетиторство по кафедре физики. Преподавал аналитическую механику, гидростатику и гидравлику. В 1836 он защитил магистерскую диссертацию О явлениях химического сродства и в следующем году был утвержден адъюнктом химии. В том же году был командирован за границу для подготовки к профессорскому званию. Работал в лаборатории Берлинского университета, во всемирно известной Гисенской лаборатории у Ю.Либиха. По возвращении в Россию по примеру Либиха ввел в учебные планы практические занятия по химии. В 1841 Зинин защитил докторскую диссертацию по работе, выполненной в Германии, и стал профессором кафедры химической технологии Казанского университета.

Экспериментальные исследования Зинина менее чем через год принесли ему мировую славу. Речь идет об открытии восстановления ароматических нитросоединений. Эта реакция послужила основой новой отрасли химической промышленности – анилино-красочной. Значение открытия Зинина кратко и точно выразил Гофман – создатель немецкой анилино-красочной промышленности: «Если бы Зинин не создал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы вписанным золотыми буквами в историю химии». Разработка метода синтеза анилина и других ароматических аминов открыла путь к искусственному получению органических веществ. Зинин нашел также способ искусственного образования так называемых горчичных масел, получил бензидин – исходный продукт для синтеза красителей хлопчатобумажных тканей.

В Казани Зинин основал знаменитую русскую научную школу по органической химии, одним из первых учеников которой стал Бутлеров, а затем – Бекетов, Бородин и др.

В 1847 Зинин получил приглашение возглавить кафедру химии в Петербургской медико-хирургической академии. В 1865 был избран академиком Петербургской Академии наук. Один из организаторов Русского химического общества, его первый президент (1868–1877).

Интересны работы Зинина в области применения нитроглицерина. Уже в 1835 он оценил взрывные качества этого соединения и во время Крымской кампании предложил артиллерийскому ведомству начинять гранаты вместо пороха нитроглицерином.

Умер Зинин в Петербурге 6 (18) февраля 1880.

Зинин Н.Н. Труды органической химии. М., 1882