Наука и техника: Математика

БАНАХ, СТЕФАН (Banach, Stefan) (1892–1945), польский математик. Родился 30 марта 1892 в Кракове. В 1914 окончил Львовский политехнический институт. Познакомившись с Г.Штейнгаузом, увлекся математикой и в 1918 опубликовал первую работу по теории функций действительного переменного. С 1919 преподавал в Львовском политехническом институте, с 1922 – в Львовском университете. В 1924 стал профессором Львовского университета и членом-корреспондентом Польской Академии наук. Перед самой войной был избран президентом Польского математического общества. В 1939, после присоединения Львова к Украине, стал деканом физико-математического факультета Львовского университета. В годы немецкой оккупации Банах подвергся изощренным издевательствам: ученого использовали для кормления вшей с целью выработки противотифозной вакцины. После освобождения Львова Банах вновь возглавил физико-математический факультет Львовского университета. Умер Банах во Львове 31 августа 1945.

С именем Банаха связывают прежде всего создание современного функционального анализа. Вместе со своими коллегами (математиками Штейнгаузом, Шаудером, Орличем) он суммировал и обобщил все разработанные ранее концепции и теоремы, относящиеся к этой области, и построил на их основе стройную систему. Ввел понятие полных линейных нормированных пространств (теперь их называют банаховыми пространствами), которые нашли применение в различных областях математического анализа, а также доказал ряд фундаментальных теорем. В 1932 в Варшаве был опубликован основной труд Банаха – Теория линейных операций (Théorie des opération). Банах занимался также ортогональными рядами, внес вклад в разработку теории меры и интегрирования. Несколько его работ посвящены теории обыкновенных дифференциальных уравнений (банахово среднее) и теории функций комплексного переменного.

<a href=СТЕФАН БАНАХ" title="СТЕФАН БАНАХ">СТЕФАН БАНАХ