ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Страны мира

ТАДЖИКИСТАН, Республика Таджикистан, государство в Центральной Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, Киргизией – на севере, Китаем – на востоке и Афганистаном – на юге. С 1929 по 1991 Таджикистан входил в состав СССР как одна из союзных республик (Таджикская Советская Социалистическая Республика). Независимость страны была провозглашена 9 сентября 1991, однако фактическое отделение произошло после распада СССР в декабре 1991.

Таджикистан. Столица – Душанбе. Население (2004) – 7011,56 тыс. человек. Городское население – 33%, сельское – 67%. Плотность населения – 42 человека на 1 кв. км. Площадь – 143,1 тыс. кв. км. Самая высокая точка – пик Сомониён (7495 м), минимальная высота – 300 м. Государственный язык – таджикский. Господствующая религия – ислам. Административно-территориальное деление: 2 области и 1 автономная область. Денежная единица: таджикский рубл = 100 копейкам. Национальный праздник: День независимости – 9 сентября.Таджикистан. Столица – Душанбе. Население (2004) – 7011,56 тыс. человек. Городское население – 33%, сельское – 67%. Плотность населения – 42 человека на 1 кв. км. Площадь – 143,1 тыс. кв. км. Самая высокая точка – пик Сомониён (7495 м), минимальная высота – 300 м. Государственный язык – таджикский. Господствующая религия – ислам. Административно-территориальное деление: 2 области и 1 автономная область. Денежная единица: таджикский рубл = 100 копейкам. Национальный праздник: День независимости – 9 сентября.

Флаг ТаджикистанаФлаг Таджикистана

ДУШАНБЕ – СТОЛИЦА ТАДЖИКИСТАНАДУШАНБЕ – СТОЛИЦА ТАДЖИКИСТАНА

ПРИРОДА

Рельеф местности. Таджикистан – горная страна. Горы, занимающие ок. 93% площади, относятся к системам Памира, Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая. В Центральном Таджикистане горные хребты Туркестанский, Зеравшанский, Гиссарский и западная часть Алайского хребта имеют преимущественно широтное простирание и высоты до 4000–5000 м. Восточную половину Таджикистана занимает высокогорная система Памира с высочайшими пиками Сомониён (7495 м) и Ленина (7134 м). В Таджикистане насчитывается более тысячи горных ледников. Крупнейший из них – горно-долинный ледник Федченко длиной ок. 70 км.

Горы расчленены межгорными котловинами и долинами, в которых сосредоточены основная масса населения и хозяйственная деятельность. Наиболее густо заселены долины Сырдарьи (западная часть Ферганской впадины) на севере Таджикистана, Зеравшана в центральной части страны, а также низкогорья и долины на юго-западе (Южно-Таджикская депрессия).

Водные ресурсы. По территории Таджикистана протекают ок. 950 рек, берущих начало в основном в горах Памира или Гиссаро-Алая и принадлежащих большей частью к бассейну Амударьи (в том числе полноводные Пяндж и Вахш). Некоторые реки имеют сток в Зеравшан и Сырдарью. Благодаря крутому падению многих рек, особенно Пянджа и Вахша, Таджикистан занимает второе место в СНГ (после России) по запасам гидроэнергоресурсов.

Большинство озер расположено на Памире и в Гиссаро-Алае. Крупнейшее из них Каракуль (на высоте ок. 4000 м), значительны по размерам озера Сарезское, Яшилькуль и Искандеркуль. Имеются также крупные искусственные водохранилища, например Кайраккумское на Сырдарье, и оросительные каналы.

Климат Таджикистана резко континентальный, сухой, со значительными колебаниями температуры и осадков в зависимости от абсолютной высоты местности. В низкогорной юго-западной части страны средняя температура января ок. +2° С, а июля – ок. 30° С. В долинах на севере страны температуры ниже. В горах и зима и лето холоднее; в высокогорьях средние январские и февральские температуры от –26° до –14° С, а средние июльские – от 4° до 15° С.

Бóльшая часть страны находится в аридных или семиаридных условиях. Средняя годовая сумма осадков колеблется от 70 мм на Восточном Памире до 1600 мм на южных склонах Гиссарского хребта. Максимум осадков приходится на зиму и весну, летом и осенью дожди идут редко.

Почвы. Примерно четверть территории страны занята сероземами, на которых выращивается большинство наиболее важных культур. Земли, на которых сведены леса, заняты коричневыми почвами и используются под зерновые культуры и для овощеводства. Для Памира характерны непродуктивные каменистые и засоленные почвы.

Растительный и животный мир. От днищ долин и вплоть до снеговой линии распространена в основном травянистая и кустарниковая растительность. Предгорья заняты пустынями и сухими степями, которые выше сменяются арчевниками, зарослями фисташки (на юге) и разреженными (парковыми) орехоплодными лесами, занимающими весьма незначительные площади. К долинам рек приурочена тугайная растительность, в составе которой обычны тополь, клен, ясень, береза и ива. Еще более высокие ярусы гор занимают субальпийские высокотравные и альпийские низкотравные остепненные луга. В восточной части Памира встречаются участки, лишенные растительности, т.н. высокогорные пустыни.

Дикая фауна разнообразна. В пустынях и степях водятся из млекопитающих – джейран, волк, гиена, дикобраз, заяц-толай; из птиц – дрофа; из многочисленных пресмыкающихся – ящерицы, черепахи, змеи, в том числе кобра и эфа. Многочисленны скорпионы и пауки. Для тугаев характерны кабан, шакал, бухарский олень, туркестанская крыса, фазан и водоплавающие птицы – утки и гуси. В горах распространены млекопитающие – бурый медведь, горные бараны (уриал и архар), горный козел (киик), газель, снежный барс и др.; птицы – беркут, горная индейка (улар), горная куропатка (кеклик), белоголовый сип и проч. В водоемах водятся форель, различные карповые (сазан, лещ, жерех, маринка) и другие рыбы.

НАСЕЛЕНИЕ

Оценка численности населения варьируется в пределах от 6,4 до 7,0 млн. чел. (2004) по переписи 2000 – 6,13 млн. Различны и данные о темпах среднегодового прироста: 1,5–2,1%. Население быстро увеличивалось в 1960–1980-х. В 1980 равнялось 4 млн., в 1990 – 5,3 млн. В дальнейшем темпы снизились, особенно заметно – в годы гражданской войны (1992–1997). В этот период погибли десятки тысяч людей. Сильно сказалась на численности населения сопровождавшая войну эмиграция (500–800 тыс.). Это были, главным образом, таджики и узбеки, которые бежали в соседние с республикой районы Афганистана. Одновременно страну, в первую очередь, столичный город Душанбе, покинули несколько сотен тысяч русских, украинцев, представителей других русскоязычных групп, а многие из оставшихся умерли от голода и болезней. Число русских между переписями 1989 и 2000 сократилось с 389 до 68 тыс., украинцев – с 41 до 4, немцев с 33 до 1, татар – с 72 до 20 тыс. После окончания войны и переходного периода (к 2000) процесс репатриации беженцев из Афганистана завершился. В то же время на территории Таджикистана обосновались многочисленные афганские беженцы, которые после поражения талибов осенью 2001 вернулись в родные места.

Несмотря на потери во время войны, снижение рождаемости и массовую эмиграцию, население между 1989–2000 выросло на 120,3 % (среднегодовой прирост – 1,7%), Повлиял фактор молодой возрастной структуры: средний возраст (по медиане) – 19,5, дети до 14 лет – 39 %. Коэффициент фертильности (число деторождений, в среднем приходящееся на женщину в возрасте 15–49 лет) оценивается по разному: 2,6 – 4,1. Численность женщин несколько превосходит число мужчин; в возрастной группе старше 65 лет разница существенна – 100 женщин на 78 мужчин. Согласно прогнозам число жителей в 2010 может составить от 6,7 до 8,2, а в 2015 – от 7,3 до 9 млн. чел.

Чистое сальдо миграции остается отрицательным (2,9 на 1000 чел.) Распространена миграция (в том числе сезонная) в поисках работы. Резкий ее рост наблюдался в 1995–1999. Основная масса мигрантов выезжает в Россию (84 %). В 2000–2003 там работали 530 тыс., из которых почти четверть – в Москве. Остальные направляются в другие страны СНГ, главным образом Узбекистан (10%).

Этнический состав населения, язык и религия. Этнический состав населения приобрел однородный характер. Таджики, согласно переписи 2000, составляют 80,0%, узбеки – 15,3, русские – 1,1, киргизы – 1,0, туркмены – 0,3, татары – 0,3, на остальные этнические группы приходится 2%, причем это главным образом коренное население – арабы, лакайцы, кунграты. По некоторым изданиям, доля таджиков в современном населении страны составляет 64,9%, узбеков – 25, русских – 3,5%. Согласно переписи 1989, таджики составляли 62,3% (в 1970 – 56,2), на долю узбеков приходилось 23,5%, русских – 7,6% (в 1970 – 11,9), татар – 1,5%, киргиз – 1,2%. Остальное население (3,9%) состояло (в убывающем порядке) из украинцев, немцев, туркмен, корейцев, евреев (европейских по происхождению и т.н. бухарских, чьи предки проживали в Средней Азии в течение столетий), белорусов, крымских татар, армян, цыган и др.

Таджики проживают также за пределами республики: в Афганистане, где они составляют не менее четверти населения (примерно 7 млн. человек), в Узбекистане, Киргизии, Туркмении, а также в Иране, России и Казахстане. Хотя официальное число таджиков в Узбекистане невелико (4,8%), многие его жители, особенно в городах Самарканде и Бухаре, относят себя к представителям таджикского этноса как наиболее древнего и обладающего глубокими культурными традициями. Особое место в Таджикистане занимают т.н. горные таджики, представители памирских народов, составляющие большинство (100–150 тыс.) в Горно-Бадахшанской автономной области. Общая численность населения ГБАО – 213 тыс. (2002). Коренные жители говорят на языках, отличающихся от таджикского и в отличие от суннитов-таджиков придерживаются исмаилизма, за исключением язгулемцев. По диалекту и месту традиционного проживания они подразделяются на шугнанцев и рушанцев (40–100 тыс.), ваханцев (20–30 тыс.), а также ишкашимцев, бартангцев, оршорцев, язгулемцев. Особняком стоят ягнобцы (2 тыс.), носители языка, родственного древнему согдийскому. Узбеки, представители наиболее крупного тюркского этноса Средней Азии, населяют в основном северную Согдийскую (до 2003 – Ленинабадскую) область и юго-западную Хатлонскую (в пограничных с Узбекистаном районах). Русское и русскоязычное население сосредоточено в крупных городах, прежде всего в Душанбе и Худжанде (Ходженте), главном городе Согдийской области. Киргизы традиционно проживают в прилегающих к Кыргызстану Джиргатальском и Ходжентском районах и на Восточном Памире. Поселения туркмен находятся в пограничном с Туркменистаном Джаликульском районе.

Таджикский язык принадлежит к западно-иранской группе индоевропейской семьи языков. Он является родным для двух третей населения, а ввиду распространенного двуязычия используется в ряде мест и представителями других национальных групп. Памирские народы говорят на восточно-иранских языках и диалектах, не имеющих письменной формы; попытки ее создания и развития местных языков предпринимались в 1930-х и в конце 1980-х.

В 1989 году таджикский был провозглашен в республике государственным языком. Одновременно русский остается языком межнационального общения, широко применяемым в делопроизводстве и бизнесе. Его понимают и используют, согласно оценкам, 38 % населения республики. По мере удаления от столичного района и городских центров число понимающих русский уменьшается. Среди сельского населения распространена грамотность на местных языках (таджикском, узбекском, киргизском, туркменском).

85% жителей (таджики, узбеки и др.) принадлежит к мусульманам-суннитам, придерживающимся ханафитского толка (мазхаба, богословско-правовой школы, основателем которой является Абу Ханифа, ум. в 767). 5% – мусульмане-шииты, часть из них приверженцы имамитского шиизма, другая, прежде всего представители памирских народов, принадлежат к исмаилитам (низаритам), последователям учения о семи имамах (семеричники). Возглавляет общину низаритов наследственный духовный лидер (имам), носящий титул ага-хана. Нынешний имам, Карим Ага-хан IV, – один из богатейших людей в мире, имеет многочисленных последователей в Индии, Пакистане, Англии и других странах. Небольшой процент жителей не являются мусульманами, среди них более всего православных христиан, а также представителей других христианских конфессий.

Города. В городах проживает 28%. Удельный вес горожан в последние десятилетия снижается (максимум 37% в 1970), особенно быстро в 1990-х, в период войны и экономической стагнации. Крупнейшим является столичный город Душанбе – 576 тыс. (2002). В 1989 – 594 тыс. (по другим данным – 602 тыс.) За практически неизменным числом жителей скрывается резкое изменение национального состава. Примерно половину горожан в конце 1980-х составляли русские, украинцы и другое русскоязычное население. Почти все они покинули город, и его заселили главным образом таджики. К середине 2000-х нормальная жизнь в городе восстановлена, но подъем экономической жизни пока не наступил. Второй по численности город Худжанд (Ходжент), главный город Согдийской области на севере страны в Ферганской долине (147 тыс.). Население в этническом отношении смешанное – таджики, русские, узбеки. Достаточно крупными городами считаются также Куляб (центр Хатлонской области) – 80 тыс., Кургонтеппа (Курган-Тюбе) там же – 61 тыс. и Истравшан (Ура-Тюбе) (в Согдийской области) – 52 тыс. Остальные города (общее число – 22) имеют менее 50 тыс. Среди них древностью, помимо Ходжента и Ура-Тюбе, выделяется Пенджикент.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА

Согласно Конституции, принятой на референдуме в ноябре 1994, Республика Таджикистан является «суверенным, демократическим, правовым, светским и унитарным государством». Высшим органом власти считается парламент, Маджлиси Оли (Верховное собрание) совмещающий в своей деятельности законодательные, распорядительные и контрольные функции. Главой государства и исполнительной власти (правительства) является президент. Он же главнокомандующий вооруженными силами, а также «гарант Конституции и законов, прав и свобод человека, национальной независимости, единства и территориальной преемственности и долговечности государства и др.» (ст. 64–72 Конституции). Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

В сентябре 1999 на общенациональном референдуме приняты поправки к Конституции, в соответствии с которыми учреждается двухпалатный парламент, а срок президентских полномочий увеличивается с 4 до 7 лет. При выборах президента кандидатом может быть любой гражданин, в возрасте от 35 до 65 лет, говорящий на государственном языке и проживающий в республике на протяжении не менее 10 последних лет. Верхняя палата парламента, Маджлиси милли (Национальное собрание) состоит из 33 членов; 25 из них избираются местными органами представительной власти (по 5 депутатов от каждой административно-территориальной единицы), еще 8 назначаются президентом. Бывшие главы государства являются с их согласия пожизненными членами собрания. Нижняя палата, Маджлиси намояндагон (Собрание представителей) состоит из 63 депутатов, избираемых путем прямого тайного всеобщего голосования. Активным правом пользуются лица, достигшие 18 лет, пассивным – старше 25 лет. Действует смешанная, мажоритарно-пропорциональная, система выборов. Две трети депутатов (41) избираются в одномандатных округах, треть мест (22) отводится политическим партиям и движениям пропорционально доле полученных по стране голосов. Выборы в парламент проходят раз в 5 лет. В июне 2003 состоялся еще один конституционный референдум, по итогам которого в числе прочих нововведений установлены два семилетних срока для президента.

Первые выборы в парламент (нижнюю палату) прошли 27 февраля 2000, вторые намечены на 27 февраля 2005. Первые выборы президента состоялись 6 ноября 1994, вторые – 6 ноября 1999, третьи должны пройти 6 ноября 2006. Первым избранным президентом Таджикистана был Р.Набиев (ноябрь 1991, до получения независимости), вторым – Э.Рахмонов, победивший в 1994 и 1999.

 Региональное и местное управление. В административно-территориальном отношении подразделяется на юго-восточную Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО, 64,2 тыс.кв.км, 3,3% жителей), северную Согдийскую (бывш. Ленинабадскую) область (25,4 тыс., 30,2%), юго-западную Хатлонскую область (24,8 тыс., 35,2%), столичный город Душанбе (100 кв. км, 9,3%) и расположенные в южной части страны районы и города прямого республиканского подчинения (28,6 тыс., 22,0%).

Региональная власть состоит из представительных и исполнительных органов. На уровне ГБАО, областей, столицы, районов и городов действуют маджлисы народных депутатов, избираемые прямым тайным и всеобщим голосованием на 5 лет. Они собираются на сессии не реже 2 раз в год, утверждают местные бюджеты и заслушивают отчеты об их выполнении, одобряют программы развития, местные налоги и сборы, заслушивают отчеты органов исполнительной власти. В областях существуют маджлисы нижнего уровня (районного и городского). Глав ГБАО, областей, Душанбе, районов и городов назначает президент. Они же выдвигаются им на должности председателей местных маджлисов и после одобрения последними возглавляют как представительную, так и исполнительную власть в регионах.

Самоуправление существует в поселках (шахрах) и селах (декхот), где действуют выбранные населением из числа местных жителей джамоаты. Функции органов местного самоуправления ограничены, их деятельность направлена в основном на поддержание чистоты и порядка на улицах, соблюдение санитарных норм, решение общих проблем. Финансируется из регионального бюджета. Председатель джамоата, его заместители и секретарь избираются на 5 лет. В ряде мест есть джамоаты отдельных деревень и их групп. В городах нет органов самоуправления, но действуют общественные советы в рамках городских кварталов (махалла)

Судебная система. Судебная власть независима и призвана отстаивать права и свободы граждан, государственные интересы, законность и справедливость. Органами судебной власти являются Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд ГБАО, суды областей, Душанбе, городов и районов. Составы Конституционного, Верховного и Высшего экономического судов утверждаются Национальным собранием по представлению президента. Составы других судов определяет президент. Срок судейских полномочий – 5 лет. Конституционный суд призван разрешать конфликты между органами государственной власти, проверять конституционность принимаемых законов и юридических постановлений.

Система прокурорского надзора возглавляется генеральной прокуратурой. Его главу назначает президент с согласия депутатов Верховного собрания на срок 5 лет. Генеральный прокурор подотчетен Национальному собранию и президенту.

Вооруженные силы. В состав вооруженных сил, созданных в 1993, входят сухопутные войска, ВВС, силы ПВО, специальные и технические подразделения. Число военнослужащих оценивается примерно в 20 тыс., из них интегрированные отряды ОТО (Объединенной таджикской оппозиции) – 8 тыс. (из-за неполной интегрированности они сохраняют свои базы в Тавильдаринском и Каратегинском районах) Главные проблемы связаны с устарелостью материально-технической базы, нехваткой средств на обучение рядового состава и повышение квалификации офицеров. Процесс строительства ВС ускорился в 2000-х после реализации основных положений Общего соглашения с оппозицией 1997. Россия оказывает основную помощь в развитии таджикских ВС. Русские составляют костяк офицерского корпуса, а подготовка офицеров из числа таджиков на регулярной основе осуществляется в военных учебных заведениях РФ. В Душанбе дислоцирована российская 201-я мотострелковая дивизия численностью примерно в 8 тыс. человек. Рядовые дивизии состоят главным образом из местных жителей. В соответствии с межгосударственным договором 1999 подразделения дивизии будут трансформированы в российскую военную базу. В октябре 2004 стороны обменялись грамотами о ратификации Договора о статусе и условиях пребывания российской военной базы. Охрану границ с Афганистаном (до 2003 также с Китаем) осуществляет пограничная группа РФ ориентировочной численностью 14,5 тыс. Предстоит передача охраны границы таджикским пограничникам. Соглашением о сотрудничестве по пограничным вопросам предусмотрено создание в Таджикистане оперативной пограничной группы ФСБ РФ. После событий 11 сентября 2001 Таджикистан предоставил возможность ВС США и западных стран использовать аэродромы Душанбе и Куляба для проведения антитеррористических операций. В 2002 Таджикистан стал участником программы НАТО Партнерство во имя мира.

Внешняя политика. Таджикистан поддерживает дипломатические отношения с большим числом государств мира, участвует в работе свыше 50 межгосударственных организаций. Главными целями внешней политики является укрепление суверенитета и государственной целостности страны, а также создание условий, благоприятных для социально-экономического подъема, преодоления негативных последствий гражданской войны.

Приоритетное место традиционно занимают отношения с РФ, странами СНГ, соседями из числа новых государств Центральной Азии. Россия сыграла решающую роль в достижении мирных договоренностей между правительством и Объединенной таджикской оппозицией. На протяжении всего периода независимого развития страны РФ оказывала ей значительную экономическую помощь и разнообразную поддержку. Однако торгово-экономическое сотрудничество развивалось достаточно медленно. Это отразилось на сокращении удельного веса РФ в структуре внешней торговли РТ с первоначальных 25–35 (страны СНГ – 60) до 10–20%.Вместе с тем, Таджикистан выступает за повышение эффективности взаимодействия в рамках СНГ. Он, вместе с Россией, участник Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

На протяжении первого десятилетия существования внешняя политика в большей степени определялась тяжелой внутриполитической ситуацией в республике. Особое значение для нее имели отношения с Исламской Республикой Иран, куда выехали некоторые оппозиционные лидеры. Позиция Тегерана во многом способствовала успеху процесса примирения правительства и ОТО.

В 1992–2001 внешняя политика была тесно связана с положением в Афганистане и политикой противоборствующих там сил. Таджикистан принял участие в попытках мирового сообщества содействовать мирному разрешению афганского конфликта (переговоры под эгидой ООН в формате 6 соседей Афганистана плюс РФ и США). В период войны против движения Талибан Таджикистан поддерживал усилия США и их союзников, приветствовал победу войск афганской Северной коалиции. В связи с предоставлением им аэродромов для дислоцирования военных частей из США и ряда других западных стран, сотрудничество Таджикистана с ними расширилось. Он стал получать от них, а также различных межгосударственных и неправительственных организаций финансовое и организационно-техническое содействие. Постепенно расширились торгово-экономические связи с США и ЕС.

Одной из целей внешней политики Таджикистана является укрепление экономических связей и политический контактов с азиатскими соседями – Турцией, Ираном, Пакистаном (участвует в созданной ими Организации экономического сотрудничества) Индией и Китаем.

Политические партии. Политическая система характеризуется многопартийностью. Наряду с правящей Народно-Демократической партией Таджикистана (НДПТ, председатель – президент Э.Рахмонов) существуют четыре оппозиционные- Коммунистическая (КПТ, Ш.Шабдолов), Партия исламского возрождения (ПИВТ, Саид Абдулло Нури), Демократическая (ДПТ, М.Искандаров), Социал-Демократическая (СДПТ, Р.Зоиров), а также Социалистическая (СПТ, М.Назриев). Не зарегистрированы Аграрная партия, Прогрессивная, Объединенная, Национального возрождения, Политического и экономического обновления.

На парламентских выборах в феврале 2000 победила НДПТ, набравшая 65 % голосов, КПТ получила 20 %, ПИВТ – 7,5 %, остальные – 7,5 %. Согласно официальным данным об итогах выборов в нижнюю палату парламента 27 февраля 2005 НДПТ получила 75 % голосов, КПТ – 14%, ПИВТ – 9%, ДПТ – 1%, СДПТ – 0,5 %, СПТ – 0,3 %. Из 22 депутатских мест, занимаемых в Маджлиси намояндагон (Собрании представителей) по пропорциональной системе, 17 достались народным демократам, 3 – коммунистам, 2 – исламистам. В 35 одномандатных округах победили представители правящей партии, в одном коммунист и в двух – независимые кандидаты (самовыдвиженцы). Повторные выборы в 3-х округах 13 марта принесли победу кандидатам от правящей партии.

Наблюдатели от ОБСЕ и ряда других организаций признали выборы 2005 не соответствующими международным стандартам, отметив, что они находились в большей степени под контролем избирательной комиссии и властей, чем участвующих партий. Оппозиционные партии выступили с протестами против подтасовок и нарушений закона в период предвыборной борьбы.

Политический режим при внешней демократичности остается по сути авторитарным. По мнению многих наблюдателей и международных правозащитных организаций, права граждан систематически нарушаются, отсутствует независимость суда, действуют жесткие ограничения свободы выражения убеждений. Вмешательство государства в избирательный процесс наблюдалось во всех кампаниях по выбору президента и парламента. Хотя гражданская война в Таджикистане официально закончилась подписанием Общего соглашения об установлении мира и национального согласия между правительством и ОТО в июле 1997, запрет на деятельность партий, входящих в оппозицию, был снят лишь в августе 1999. Главным возмутителем спокойствия с начала 2000-х стала интернациональная по происхождению и идеологии партия «Хизб-ут-тахрир-аль-исламийя» (Партия исламского освобождения). Деятельность организации запрещена, сотни людей по подозрению в принадлежности к ней подвергались аресту, десятки функционеров осуждены на различные сроки заключения. Осуждены и отдельные руководители ПИВТ (зам. председателя Ш.Шамсуддинов), под следствием находится лидер ДПТ М.Искандаров.

 

ЭКОНОМИКА

Таджикистан относится к числу наиболее бедных стран мира, однако он имеет немалый экономический потенциал. Душевой доход в системе валютных расчетов составляет 212 долл. США (2004). В системе покупательной способности валюты доход на душу равен 1381 долл. ВВП страны в первой системе расчетов равняется 1,5 млрд., а во второй – 9,7 млрд. долл. По основным макроэкономическим показателям Таджикистан отстает от других современных государств Центральной Азии. Но и в советское время по уровню социально-экономического развития он находился на последнем месте среди союзных республик.

Первые годы после получения независимости в 1991 оказались самыми тяжелыми. Длительная война, связанные с ней разрушения и людские потери, привели к резкому спаду в экономике. В 1993 ВВП сократился на 16 % (в неизменных ценах), в 1994 – на 24, 1995 – на 12, 1996 – на 17%. ВВП в 1995 составлял лишь 41 % от показателя 1991. С 1997 наблюдается положительная динамика: прирост в год на 1,7; 5,3; 3,7%. С 2000 ВВП увеличивается существенно – на 8,3; 10,2; 9,1; 7.0 и 10,5 %. Несмотря на подъем, объемы экономической деятельности пока далеки от довоенного уровня. На сельское хозяйство приходится 30,8 % ВВП (2003), индустриальные сектора – 29,1, услуги – 40,1.

Трудовые ресурсы. Занятое население равняется 1,9 млн. (2004). Зарегистрированная безработица – 3 % рабочей силы (занятые и ищущие работу). Она на 55% состоит из мужчин и 45 женщин. Полная и неполная безработица оценивается в 40 % (2002). За чертой бедности (2003) – 60% населения (в середине 1990-х – 80%). В сельском хозяйстве занято 67 % рабочей силы, индустрии – 8, сфере услуг – 25.

Организация производства.Организация производства. Основным сектором экономики остается государственный. Ему принадлежит большая часть крупных промышленных предприятий, объектов производственной и социальной инфраструктуры, активов финансовых и банковских учреждений. Вместе с тем, достаточно активно идут процессы приватизации. К 2003 частными стали 7,1 тыс. промышленных заведений, из которых 6,6 тыс. – мелкие, 529 – средние и крупные. За 1991–2002 89 % намеченных к приватизации предприятий перешли в частные руки. Приватизированы все 22 завода по очистке хлопка. В Душанбе действует хлопковая биржа (открытое акционерное общество), где идет оживленная торговля с участием иностранных фирм-покупателей. Международные компании приобрели 8 хлопкоочистительных заводов. Прямые иностранные инвестиции за 1993–2001 составили 166 млн. долл., что в 2 раза меньше вложений в экономику Кыргызстана и в 4 –Узбекистана. Основные объекты иностранных вложений – горнорудная промышленность (добыча золота) и текстильное производство. Российские компании вложили 1,5 млн. долл. (0,9%); лидируют частные фирмы из Великобритании (45%), Республики Кореи и Италии (24 и 21 %). Преобладающими формами собственности в сельском хозяйстве остаются государственные и коллективные. Около 80 % хлопка производятся госхозами и колхозами (40% урожая собирают школьники). Аграрная реформа началась указами в 1998, разрешающими торговать правами на землю. К 2002 появилось 12,5 тыс. частных (декханских) хозяйств, располагающих 45 % обрабатываемой площади. В результате преобразования 400 госферм возникли 2,7 тыс. крупных частных (в среднем 75 га пригодной к обработке земли). К 2005 планировалось реструктурировать и приватизировать остающиеся 225 госхозяйств.

Ресурсы. Таджикистан обладает значительными ресурсами в виде полезных ископаемых и запасов воды для полива и производства электроэнергии. Имеются месторождения золота, серебра, цинка, свинца, редких металлов, полиметаллических руд, урана, драгоценных камней, соли, известняка и др. Есть небольшие запасы энергетического сырья (нефти, природного газа, угля). Принадлежит к одной из самых обеспеченных гидроресурсами стран мира (восьмое место по абсолютным запасам, 300 млрд. квт.ч. в год).

Сельское хозяйство. Основу экономики составляет сельское хозяйство, прежде всего орошаемое земледелие. Благодаря ирригации возделывается 70% обрабатываемой земли (7% общей площади). Из отраслей земледелия наиболее важная – хлопководство. В 2004 собрано 558,5 тыс. тонн хлопка, что существенно превышает уровень предыдущего года, но примерно вдвое меньше производимого на рубеже 1980–90-х. Производство хлопка-волокна составит 160–170 млн. т. Экспортируется до 90 % волокна: в 2002 – 136 млн., в 2003 –133 млн. т. Главные страны импортеры – Швейцария, Латвия, Россия. Производство зерновых (в основном пшеницы, но также риса, кукурузы, ячменя) после двух лет засухи (2000 и 2001) достигло 0,7 млн. т., картофеля 0,4 млн., овощей – 0,5 млн. т., огородных культур на рынок – более 100 тыс., винограда – свыше 120 тыс., фруктов и ягод – около 200 тыс., орехов – 200 тыс., оливков (165 тыс.), чая (770 тыс.), кофе (50 тыс.),

Животноводство имеет важное подсобное значение. Насчитывается 1,4 млн. голов крупного рогатого скота, 2,6 млн. – овец, 53 тыс. – лошадей. Производится мясо (318 тыс.т. в год), а также молоко и молочные изделия, яйца. Перспективное значение имеет разведение тутового шелкопряда.

Энергетика. Гидроэлектроэнергетика – одна из главных отраслей экономики. Действуют 5 ГЭС, наиболее крупная из которых Нурекская на р.Вахш (построена в 1970-х, мощность 2700 МВт, входит в число 30 крупнейших в мире). Кроме того, имеются 2 крупных ТЭС. Производство электроэнергии – 14,2 млрд. квт.ч. (2001). Существует обмен электроэнергией с соседями по региону – импорт – 5,2, экспорт – 3,9 млрд. С конца 1980-х оставались недостроенными Рогунская и Сангтудинская ГЭС на р.Вахш. В начале 2005 заключено российско-таджикское соглашение о завершении строительства первой очереди Сангтудинской ГЭС (мощность 670 МВт, время сооружения – 4 года), подписан протокол о трехстороннем, с участием Ирана, сотрудничестве в сооружении второй очереди ГЭС (220 МВт). Вопрос о завершении строительства Рогунской ГЭС с участием российских компаний прорабатывается. Добываются нефть (15 тыс.т, 2001) и природный газ (50 млн.куб.м.). Основная часть нефти (1,2 млн.) и газа (1,3 млрд.) импортируется.

Промышленность. Главным промышленным объектом является алюминиевый завод в г.Турсун-Заде (город республиканского подчинения в южной части на границе с Узбекистаном). Построенный в советское время в рамках программы по созданию Южно-Таджикского территориально-производственного комплекса, завод остается в государственном секторе, имеет мощность 517 тыс.т и производит более 300 тыс.т. алюминия в год. Продукция Таджикского алюминиевого завода вывозится, главным образом в Нидерланды и Турцию, и дает более половины экспортных поступлений страны; потребляет почти 40% вырабатываемой электроэнергии. На втором месте по значению после цветной металлургии стоит горнорудная промышленность. Основное предприятие отрасли по добыче золота – «Дарваз» (в предгорьях Памира), совместное с английской фирмой. Третье место занимает текстильная отрасль, состоящая из хлопчатобумажных, шелкопрядильных, ковроткацких предприятий, по изготовлению трикотажных и готовых изделий. Определенное развитие получила пищевая промышленность, а также машиностроительная, химическая и строительных материалов. Крупными являются Яванский химический и Вахшский азотно-туковый заводы.

 Транспорт. Железнодорожный транспорт развит незначительно (протяженность – 482 км), главным является автодорожное сообщение – 27,8 тыс. км. Автотранспорт осуществляет около 90% перевозок грузов и пассажиров. Череда горных хребтов (Гиссарский, Заравшанский и Туркестанский) затрудняет сухопутное сообщение южной части страны с северной (Ферганской долиной). Проложенная в горах трасса Душанбе-Айни открыта для транспорта только 6 месяцев в году. Протяженность нефте- и газопроводов соответственно 38 и 541 км (2004). Большую роль играет авиасообщение, имеются 2 крупных аэропорта с длиной посадочной полосы свыше 3 км и 4 – с полосой более 2.5 км.

Сфера услуг. Главная современная отрасль сферы – коммуникации. Телефонная система развита слабо, насчитывается 242 тыс. основных телефонных линий и 48 тыс. мобильных телефонов (2003). Имеется сеть радио и телевизионных станций. Пользователей Интернета – 4,1 тыс. К сервисным отраслям относится система оказания государственных и общественных услуг, а также финансов и торговли.

Внешняя торговля. Экспорт равняется 750 млн. долл. США, а импорт – 890 млн. (2003)

Внешняя торговля по обороту превосходит ВНП (в системе валютных курсов). Свыше половины дает вывоз алюминия, велика доля электричества, хлопка, фруктов, растительного масла, текстиля. На Нидерланды и Турцию приходится по 25 %, Латвию и Швейцарию – по 10, Узбекистан – 9, Россию – 7, Иран – 6%. Импортируется электричество, нефтепродукты, двуокись алюминия, машины и оборудование, продовольствие. Основные партнеры – Россия (20%), Узбекистан (15), Казахстан (11), Азербайджан (7), Украина (7), Румыния (5%).

Денежная система. 30 октября 2000 введена новая денежная единица – сомони, равный 1 тыс. прежних таджикских рублей. К 2003 курс упал с 2 до 3 долл.США. Золотовалютные резервы составляют 117 млн.долл.США (2003). Внешний долг весьма значителен – 1 млрд. долл.США(2002). Степень монетизации экономики невысока. Деньги и квазиденьги составляют 8,3% ВВП (2002). Инфляция в 2000 достигала 60%, в дальнейшем снизилась до 12–15% в год.

Государственный бюджет. Госдоходы в 2002 равнялись 538,9 млн. сомони, а госрасходы – 518,9 млн. Профицит бюджета составил 0,6 % ВВП, а его объем – 31,6 %. По сравнению с 2001 бюджет вырос на 44 %. Налоги дают свыше 90 % доходной части, из них прямые –13 %. На образование бюджетом выделяется 16 % ассигнований, здравоохранение – 6, экономические цели и услуги – 20, военные статьи – 4%.

Банки. Банковская система контролируется государством. Центральным эмиссионным и кредитно-контрольным учреждением является Национальный банк Таджикистана (закон о создании принят в феврале 1991). Крупнейшие коммерческие банки относятся к числу государственных и смешанных, акционерных. Это агропромышленный банк «Шарк», банк «Орийон», Таджикбизнесбанк и Внешэкономбанк. Услуги населению оказывает Сбербанк. Существуют еще свыше 20 коммерческих и инвестиционных банков. Головные отделения большинства из них находятся в Душанбе и лишь 2–3 – в Худжанде. Действуют полдюжины филиалов иностранных банков (российского, иранского, люксембургского, кипрского и др.)

Туризм. Потенциальные возможности для развития туризма имеются, однако политически неспокойная и криминогенная обстановка в наиболее живописных районах страны, прежде всего в предгорьях Памира, препятствует притоку туристов. Слабо развито гостиничное дело, нет горных курортов.

ОБЩЕСТВО

Когда Таджикистан входил в состав СССР, официально считалось, что ни один класс не имеет привилегий. На практике членство в КПТ давало самые разнообразные преимущества, недоступные беспартийным. Кроме того, было введено деление граждан по национальному признаку, которому в последние десятилетия советской власти и в первые годы независимости придавалось большое значение. Во время гражданской войны 1992 и впоследствии враждующие группировки преимущественно различались по региональному признаку. В конце 1990-х годов региональная принадлежность стала настолько важной, что, например, Худжандский район стал угрожать, что выйдет из состава страны и присоединится к Узбекистану.

При советском режиме были созданы профессиональные союзы, объединяющие рабочих и служащих. Эти профсоюзы контролировались коммунистической партией и являлись проводниками ее политики.

Советская власть прилагала большие усилия, чтобы изменить положение женщин в Таджикистане. Принимавшиеся меры были направлены на повышение уровня их образования и привлечение к участию в общественном производстве. Эти меры оказались успешными и действительно изменили традиционный образ жизни женщин. Однако неравноправие женщин сохранялось вплоть до падения советского режима и усугубилось в постсоветский период, когда женщин стали возвращать к выполнению традиционных ролей.

Образ жизни. Большинство населения (72%) составляют сельские жители, проживающие в более чем 3 тыс. деревень. Стандарты сельской жизни отличаются от городских в худшую сторону – как правило, отсутствуют системы канализации, не все могут пользоваться чистой питьевой водой, во многих районах не хватает врачей и медперсонала. Даже в больших селах не всегда есть библиотеки и культурные учреждения.

Из традиционных социальных институтов нужно отметить объединяющие соседей собрания старейшин (машварат), мужские собрания (джамомад) и, особенно, патрилинейную родовую группу авлод. По некоторым данным, более 12 тыс. таких кровнородственных групп охватывают 40–50% населения, в некоторых районах 75–80% жителей считают себя членами авлодов. Базовая ячейка таджикского общества (как и других оседлых обществ) – большая семья, состоящая из родителей, незамужних дочерей, женатых сыновей, их жен и детей. В совместном пользовании такая семья обычно имеет дом, землю и домашний скот. Чем более состоятельна семья, тем она больше. Сильны традиции многодетности, среднее число детей, особенно в сельской местности, равно 4–5. Полигамия запрещена законом и не практикуется, отчасти по экономическим причинам. Браки заключаются в раннем возрасте. Почти все женщины выходят замуж. Разводы редки, наиболее часто отмечаются в Душанбе. Положение женщин в общественной и производственно-деловой жизни малозаметное, они редко занимают ответственные посты в правительственных учреждениях и частных организациях. Наиболее сильно количественно они представлены в науке, медицине и педагогике. Широко используется труд женщин, а также детей, в сельском хозяйстве.

КУЛЬТУРА

Национальная культура имеет глубокие корни. Таджики считают себя носителями и хранителями многотысячелетней традиции, связанной с культурой всего персоязычного ареала. Государство подчеркивает свою преемственность с раннесредневековыми государственными образованиями, прежде всего державой Саманидов со столицей в Бухаре. Считается, что в этот период сложился таджикский этнос. В 1999 в республике торжественно отмечалось 1100-летие Саманидского государства. Особым почетом окружено имя покровителя наук и искусств шаха Исмоила Сомони. Его именем назван высочайший пик (бывший пик Коммунизма, 7495 м.).

Расцвет классической персидско-таджикской культуры, в первую очередь литературы (Рудаки, Фирдоуси, Саади и др.) пришелся на конец I – первые века II тыс. н.э. Качественно новый этап наступил с конца XIX в. после включения таджикских областей в состав Российской империи, особенно с 1920-х, когда началась советизация культуры, сопровождавшаяся широким распространением грамотности на русском и таджикском (графика – на основе русского алфавита) языках.

Видное место в формировании современного литературного языка принадлежит известному писателю Садриддину Айни (1878–1954), классиками литературы считаются также поэты А.Лахути (1887–1957) и М.Турсун-заде (1911–1977). Широко известно имя историка-востоковеда и государственного деятеля Б.Гафурова.

В середине 1980-х в стране насчитывалось более 1600 библиотек, в том числе ряд крупных публичных в Душанбе и других городских центрах. Сегодня в столичном городе 180 публичных библиотек. Более всего известна Государственная библиотека им.Фирдоуси, где хранится большая коллекция средневековых восточных рукописей.

Среди двух десятков музеев наиболее известны расположенные в Душанбе Исторический и Этнографический музеи Академии наук. Краеведческие музеи имеются в Худжанде и других областных центрах.

Театральное искусство получило развитие в советское время (с 1929). Появились 10 театров драмы и комедии, в том числе Таджикский драматический, Русский драматический, 4 детских театра, Театр оперы и балета им С.Айни. Особую популярность в последнее время приобрели фестивали театрального и народного искусства. В торжествах по случаю 1100-летия Саманидского государства и 8-летия независимости в 1999 приняли участие 14 театральных коллективов. 7 ноября объявлен Днем таджикского театра.

В 1930 основана республиканская киностудия и начато производство фильмов. В середине 1980-х студией «Таджикфильм» ежегодно выпускалось 7–8 художественных и до 30 документальных кинолент. В период независимости киноиндустрия переживает глубокий кризис. Расширяется видеопрокат.

 Образование. По официальным данным, в стране – сплошная грамотность (99% мужчин и женщин старше 15 лет). Это результат политики всеобщего образования, проводившейся в советское время. Однако стандарты обучения отставали от преобладающих в других республиках СССР, особенно за пределами Средней Азии. В 1989 только 7,5% жителей старше 25 лет имели высшее образование и еще 1,4% – неоконченное высшее.

Образовательная инфраструктура пришла в известное расстройство уже к концу советского периода и сильно пострадала в дальнейшем. Многие школьные строения обветшали и нуждаются в ремонте. Преподавание ведется в две-три смены. В ряде районов и местностей не хватает учителей. Неблагополучно положение с учебниками. Старые учебники не соответствуют новым программам, а новые в достаточном количестве не печатаются. Тем не менее, согласно официальной статистике, охват детей соответствующих возрастных групп начальным обучением составляет 98, а средним – 79% (2001). Насчитывается около 4 тыс. общеобразовательных школ разного типа, в том числе более 100 гимназий и лицеев.

После провозглашения таджикского языка государственным в 1989 в русских школах стали преподавать таджикский как второй язык. С обретением независимости в школьных программах возросло место таджикского языка и литературы, в том числе классической персидской. Обучение в начальной и средней школе ведется на русском, таджикском, а также узбекском и киргизском языках (в районах компактного проживания узбеков и киргизов).

В советское время сложилась система профессионально-технического образования, но она не в полной мере отвечала потребностям экономики. Качество обучения страдало от недостатка учебников на таджикском и других местных языках. Большинство профтехучилищ закрылось или перепрофилировалось в постсоветский период, ввиду резкого сокращения потребностей в квалифицированных рабочих и техниках. Ныне насчитывается 50 средних специальных заведений.

Система высшего образования включает 33 вуза. Основным языком обучения остается русский. Первым был государственный пединститут, открытый в Душанбе в 1931. В 1939 основан медицинский институт им. Ибн Сины (Авиценны). Таджикский госуниверситет открылся там же в 1948. В середине 1980-х обучалось 14 тыс. на 13 факультетах; в 1994 – 6 тыс. В 1956 в Душанбе открылся политехнический институт, ставший позднее университетом. Среди крупнейших вузов – Университет в Худжанде, Российский таджикско-славянский университет, Технологический университет, Институт предпринимательства и бизнеса, Налогово-правовой институт, Государственный институт искусств. В 1996 основан университет в Хороге, главном городе ГБАО. Спонсором части программ выступает Фонд Ага-хана. В Душанбе открыт Исламский институт.

С 1999 существует Ассоциация по развитию науки и образования. Помимо 8 крупнейших вузов в нее входит Академия наук. Последняя состоит из 3 отделений – физико-математических, химических и геологических наук (6 научно-исследовательских институтов), биологических и медицинских наук (5 институтов) и общественных наук (5 – истории, археологии и этнографии; экономики; языка и литературы; востоковедения; философии). С конца 90-х оживилась научная деятельность по изучению актуальных проблем страны и общества, чему способствует международное сотрудничество. Активно действует ряд частных научно-исследовательских центров, таких как «Шарк».

Средства массовой информации. Хотя действующее законодательство (Закон о печати 1991, Конституция) защищает свободу слова и печати, на практике действуют достаточно жесткие ограничения свободы выражения убеждений. Для этого власти используют разнообразные приемы, в том числе угрозы, негласное давление, отказ в выдаче лицензий. Государственные типографии не печатают порочащие власть материалы. В период гражданской войны Таджикистан приобрел репутацию одного из самых опасных для журналистов мест (их погибло по меньшей мере 50).

Вместе с тем, количество и разнообразие зарегистрированных министерством культуры и информации печатных изданий было велико еще в конце 1990-х – 255, в том числе 199 газет. Причем правительству принадлежали только 4 газеты, но большое их число издавалось областными, городскими и районными органами власти. Свои печатные органы имели политические партии.

В настоящее время более или менее регулярно выходят около 20 газет, главным образом на таджикском и русском языках (есть также на узбекском). Самым массовым тиражом издаются правительственные органы «Джумхуриет» (Республика) и «Народная газета». Выпускаются 5 независимых еженедельников – «Бизнес и политика», «Вечерние вести», «Пайванд» (издается Союзом писателей), «Иттиход» («Единство»), «Истиклол»(«Независимый»), а также 6 частных газет (4 в Душанбе, 1 – в Кофарнихоне, 1 – в Турсун-заде). Зарегистрированы 42 журнала, из них 8 – республиканских, 2 – официальных правительственных, 29 – ведомственных и 3 – частных.

Помимо государственного информагентства «Ховар» (Новости), работают несколько частных, среди которых выделяется «Азия-плюс», регулярно публикующее (наряду с госагентством) на русском и английском языках печатные и электронные бюллетени по политическим, социальным и экономическим вопросам.

В последнее время появились 13 независимых телекомпаний в 11 городах, транслирующие в основном фильмы и развлекательные программы. Зарегистрированы 2 независимые радиостанции, но лишь одна из них («Азия-плюс») постоянно выходит в эфир.

Музеи и библиотеки. Самой крупной в Таджикистане является Государственная библиотека им. Фирдоуси, где хранится большая коллекция средневековых рукописей. Существуют множество массовых библиотек, ряд музеев, в том числе историко-краеведческих, художественных, этнографических и литературных.

Средства массовой информации. Газеты и журналы в Таджикистане издаются в основном на таджикском и русском языках, имеются также издания на узбекском языке. Самая крупная газета «Джумхурият» выходит на таджикском языке. Радиовещание началось в конце 1920-х годов, а телевещание – в 1959. Существует государственная радиотелевизионная компания.

Закон о печати (1991) и Конституция 1994 определили права и обязанности средств массовой информации в Таджикистане. Они подвергаются строгой цензуре. Многие ежедневные газеты являются государственными изданиями. После гражданской войны все оппозиционные средства массовой информации были объявлены вне закона. В настоящее время активно действуют несколько независимых изданий, которые испытывают серьезные финансовые и другие проблемы. Начиная с 1992 в стране были убиты более 50 журналистов. Международные информационные агентства рассматривают Таджикистан как «несвободный» и опасный для журналистов регион.

Праздники. Главным праздником является Навруз – празднование Нового года, который отмечается, согласно древнеперсидскому календарю, в день весеннего равноденствия. После провозглашения независимости в Таджикистане были учреждены два новых праздника: День независимости (9 сентября) и День памяти (12 февраля) – в память погибших во время вооруженных столкновений в Душанбе в феврале 1990.

ИСТОРИЯ Восточно-иранские племена появились в районе Амударьи и Сырдарьи еще до середины I тысячелетия до н.э. Территория современного Таджикистана оказалась заселенной согдийцами на севере и бактрийцами на юге. Земледельческая область Согдиана, включавшая Фергану и долину Зеравшана и достигавшая на западе района Бухары, играла важную роль в международной торговле, поскольку находилась на торговых путях, связывавших Китай и Средний Восток. Позднее, между 8 и 10 вв., ее жители были ассимилированы ираноязычными племенами. В состав таджикской народности вошли потомки согдийцев, бактрийцев и других иранских племен, наряду с различными тюркскими и, в меньшей степени, монгольскими народностями, появившимися позднее на этой территории.

В 6 в. до н.э. значительная часть Средней Азии была захвачена персидской державой Ахеменидов. Однако уже в 4 в. до н.э. империя Ахеменидов пала под ударами войск Александра Македонского; Александр захватил Согдиану и Бактрию и покорил множество других народов. К концу его короткого царствования Греко-Бактрийское царство распространяло свою власть на территории современных Таджикистана, Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии.

После периода внутренних волнений и вторжений кочевников с севера в 1 в. н.э. образовалось новое могущественное государство – Кушанская империя, объединившая юго-восток Средней Азии, Афганистан и северные районы Индии. Это государство вело оживленную торговлю с Китаем и Римом. Среднеазиатские и афганские народы, входившие в состав Кушанского царства, придерживались религии зороастризма; был распространен также буддизм, проникавший сюда вдоль торговых путей (таким образом он проник и в Китай). В Согдиане зороастризм долгое время оставался господствующей религией, пока не был вытеснен исламом.

В 3 в. начался распад Кушанской империи, и ее владения в Средней Азии – главным образом Согдиана и Бактрия – на короткое время перешли под власть новой персидской державы – империи Сасанидов. В этих областях распространились персидский язык и культура.

В конце владычества Сасанидов в южных районах Средней Азии росло влияние тюркских племен по мере их продвижения на запад и на юг. В 6 в. н.э. эти племена достигли границ владений Сасанидов. В конце концов население равнинных частей бассейнов Амударьи и Сырдарьи стало скорее тюркским, чем иранским.

Завоевание Средней Азии арабами принесло с собой коренные изменения. К середине 7 в. арабы уже одержали верх над Сасанидами в Иране, а к концу века они захватили ряд ключевых районов в Средней Азии, включая согдийские города Бухару и Самарканд. Арабские походы против согдийцев и их тюркских союзников – временами и против китайцев – продолжались и в 8 в. и закончились победой арабов. В Арабском халифате большую роль играла мусульманская религия. В завоеванных среднеазиатских городах и оазисах произошло массовое обращение жителей в ислам. В более удаленных районах Таджикистана этот процесс занял несколько столетий.

По мере того как ослабевало центральное правительство в Арабском халифате, фактическая власть на местах переходила в руки региональных династий. Наибольший след в таджикской истории оставила династия Саманидов (875–999), объединившая под своей властью земли от Сырдарьи до юго-западного Ирана; ее столица находилась в Бухаре. Покровительство Саманидов способствовало возрождению персидского языка как литературного. Именно в это время персидский язык стал превалировать в Средней Азии над восточно-иранскими.(см. также САМАНИДЫ.) Бóльшая часть Таджикистана находилась под властью или непосредственно Саманидов, или их вассалов; некоторые южные районы были тесно связаны с северным Афганистаном.

В конце 10 в. владения Саманидов были поделены между двумя тюркскими династиями. Территория, которая позднее стала Таджикистаном, находилась под властью различных тюркских правителей до тех пор, пока не была включена в состав монгольской империи в 13 в. В конце 14 в. Тимур (Тамерлан) попытался создать новую империю, сравнимую по размерам и могуществу с монгольской, но с центром в его среднеазиатских владениях.

Завоевание большей части Средней Азии тюркской народностью узбеков привело к созданию отдельных ханств, которые просуществовали вплоть до 19 в. (когда эта область была присоединена к России), а некоторые и дольше. Враждебные отношения между узбекскими ханами и персидскими шахами, соперничавшими из-за власти и территории, препятствовали установлению более широких контактов узбекских ханств с внешним миром и способствовали укоренению здесь жесткого исламского консерватизма; растущая изоляция региона была также связана со смещением маршрутов торговых путей на север и юг. Бóльшая часть южного Таджикистана находилась под властью Бухарского хана (позднее – эмира). Правители Бухары и кокандские ханы оспаривали друг у друга контроль над северным Таджикистаном.

В 19 в., когда Средняя Азия была присоединена к России, политические границы изменились. Бухарское ханство в 1818, согласно двустороннему договору, стало зависимым от России государством, а Кокандское ханство в 1876 было упразднено, и его земли вошли в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

Присоединение Средней Азии к Российской империи оказало влияние на взгляды немногочисленной интеллигенции Таджикистана, которая находилась под впечатлением новшеств в России и прониклась реформистскими идеями, распространенными среди татарской и турецкой интеллигенции. Одним из основных сторонников реформ был Ахмад-Махдум Дониш (1827–1897), который трижды посетил Россию как посланник бухарского эмира. В своих произведениях, написанных на персидском языке, и в беседах в кругу своих учеников он критиковал тиранию правящей династии Бухары как недальновидную и ратовал за преобразования по примеру России. Часть образованной таджикской и узбекской молодежи примкнула к реформистскому движению джадидизма.

Во время Первой мировой войны положение в Средней Азии ухудшилось. Увеличился вывоз сырья, в частности хлопка, сократился ввоз хлеба и промышленных изделий из России. В 1916 был неурожай, Туркестану грозил голод. Кроме того, 2 июля царское правительство приступило к мобилизации мусульман в российскую армию на тыловые работы. В ответ на это в Худжанде вспыхнуло стихийное восстание, которое затем перекинулось в другие города и районы. К концу года восстание было подавлено ценой многих тысяч жизней и больших разрушений.

После падения царского самодержавия в марте 1917 некоторое время в Средней Азии практически не существовало реальной власти, и судьба региона в конечном счете решалась Красной Армией. Вооруженная борьба продолжалась до 1925. Некоторые таджики поддерживали большевиков, другие – антибольшевистское движение басмачей; в последнем преобладали узбеки, оплотом которых являлись земли восточной Бухары. Часть таджиков оказалась непроизвольно втянутой в вооруженную борьбу противостоящих сторон. Тысячи крестьян и скотоводов-кочевников бежали из восточной Бухары в Афганистан, спасаясь от кровопролитий и голода.

В середине 1920-х годов правительство приступило к делению Средней Азии на несколько республик по этническому признаку. В 1924 советское правительство объявило о создании автономной республики Таджикистан в составе Узбекской Советской Социалистической республики (УзССР). В 1929 автономия была преобразована в Таджикскую ССР и вошла в состав СССР.

Первые десятилетия советской власти в Таджикистане принесли заметные социальные и экономические перемены. В середине 1920-х годов была начата кампания по ликвидации неграмотности, в конце того же десятилетия проводились антирелигиозная кампания и насильственная коллективизация крестьян, сопровождавшаяся многочисленными жертвами. В ходе коллективизации колхозы ориентировались на выращивание хлопчатника и строительство ирригационных систем.

Подавление волнений, вызванных коллективизацией, а также изначальное недоверие советской власти к этническим меньшинствам и сталинский курс на усиление репрессий в 1930-е годы проявились в волнах политических чисток, затронувших все слои общества, от высокопоставленных чиновников до рядовых граждан; особенно жестокие репрессии пришлись на 1933–1934 и 1937–1938.

В 1930-е годы и во время Второй мировой войны в стране проводилась плановая индустриализация, которая сопровождалась перестройкой национальной экономики и притоком квалифицированной рабочей силы из России и других республик СССР.

В послевоенный период продолжалась «советизация» Таджикистана. Несмотря на усилия советского режима подорвать позиции ислама в Таджикистане, для большинства таджиков он оставался существенным фактором при определении системы ценностей и влиял на их поведение и культуру. Представители таджикской интеллигенции проводили компромиссную политику лояльности к идеям советской власти и в то же время стремились сохранить и культивировать национальное самосознание и традиции. По мере того, как увеличивалось число образованных людей, они все более критически относились к советской системе.

Начало современного этапа в истории Таджикистана связано с процессом распада СССР, нарушением баланса сил, сложившегося в республике в советское время. Первыми признаками кризиса власти стали прошедшие в Душанбе в феврале 1990 выступления светских национал-демократов из движения «Растохез» (Возрождение). Несмотря на заверения организаторов выступлений, они послужили сигналом к началу исхода из столицы и страны русского и русскоязычного населения.

24 августа 1991, после провала путча в Москве, Верховный совет республики принимает декларацию о государственном суверенитете. В ноябре происходят выборы президента на альтернативной основе. Демократические силы («Растохез», отколовшаяся от него Демократическая партия и Исламская партия возрождения, находившаяся до октября под запретом) выдвинули кандидатом известного кинорежиссера Д.Худоназарова. Он однако проиграл выборы занимавшему пост президента бывшему руководителю Компартии Р.Набиеву.

Обретение страной независимости в конце 1991 обострило вопрос о власти. Шаткое равновесие сил было нарушено весной 1992. Противостояние правительства и набравшей к тому времени силы оппозиции вылилось в противостояние между ними на площадях и улицах Душанбе. В мае было сформировано правительство национального примирения, в котором оппозиция получила треть мест. Несмотря на это между силами правительства и оппозиции начались вооруженные столкновения, резко ухудшилась экономическая ситуация и увеличилась миграция.

В начале сентября президент Набиев был вынужден подать в отставку. Осенью в разных частях страны происходили стычки и столкновения нередко с применением тяжелого оружия. В Душанбе наступил уголовный беспредел. Потери с обеих сторон к октябрю составили 15-20 тыс. убитыми и несколько десятков тысяч ранеными.

Видное место в противостоянии заняли клановый и этнорегиональный факторы. Правительственную сторону возглавили представители номенклатурно-хозяйственных кланов из южной Кулябской и северной Ленинабадской областей. В последней сильны были настроения в пользу отделения от юга, однако кулябцам удалось к концу 1992 справиться с сепаратистскими угрозами. Базу поддержки правительственных сил, сформировавших и вооруживших отряды Народного фронта, составили оставшиеся без работы и средств к существованию молодые люди, в значительной части узбеки. Заметную роль среди оппозиции играли памирцы, особенно жители Душанбе, а также выходцы из Каратегина (Гармского района) и Дарваза (Тавильдаринской долины). Силы оппозиции в условиях вооруженной борьбы возглавили исламисты, и борьба приобрела оттенок политико-идеологического противостояния с косвенным включением в нее соседних государств.

В декабре 1992 отряды НФ вошли в Душанбе и учинили расправу над памирцами и каратегинцами. Критическая ситуация в городе сохранялась до февраля 1993. Одновременно и вплоть до лета ожесточенные бои велись в Гарме и Тавильдаре, в Курган-тюбе и в Гиссарской долине на приграничных с Узбекистаном территориях. Особой ожесточенности они достигали в местах действия формирований,возглавленных полевыми командирами. В марте был убит наиболее одиозный среди них – С.Сафаров.

В декабре 1992 председателем Верховного совета избрали выходца из Куляба Э.Рахмонова. В наведении порядка участие принимали Коллективные миротворческие силы, созданные государствами – участниками Договора о коллективной безопасности. Наибольшие расходы по содержанию КМС несла Россия. В республике продолжали находиться 201-я мотострелковая дивизия и пограничные войска РФ. В боевых действиях нередко принимала участие авиация из Узбекистана.

Пик гражданской войны был пройден в конце 1992 – начале 1993, затем она продолжались с меньшей и угасающей степенью интенсивности. Но ее по-прежнему отличала крайняя порой жестокость на фоне вышедшей из строя системы нормального снабжения городов и сел продовольствием и другими средствами поддержания жизни. Происходили грабежи и мародерство, этнические чистки, насилия, убийства политических и общественных деятелей.

Оттесненные из центральных районов силы исламской оппозиции перешли границу с Афганистаном и создали там сеть лагерей беженцев. В 1993 собравшиеся в Тегеране оппозиционные лидеры объявили о создании ОТО (Объединенной таджикской оппозиции). В апреле 1994 в Москве прошел первый раунд переговоров между представителями РТ и ОТО (при участии ООН и заинтересованных соседних государств),где было достигнуто соглашение о временном перемирии.

Летом Верховный совет принял решение об одновременном проведении в ноябре референдума по новой конституции и выборов президента. Значительным большинством голосов избрали Э.Рахмонова (его соперником выступал лидер ленинабадских кругов, бывший премьер-министр А. Абдуллоджанов).

В 1994–1997 состоялись еще семь раундов переговоров между правительством и оппозицией. 27 июня 1997 в Москве президент Рахмонов и лидер ОТО С.А.Нури подписали Общее соглашение об установлении мира и национального согласия, официально положившее конец 5-летней гражданской войне. Соглашение предусматривало всеобщую амнистию, обмен пленными, создание условий для возвращения беженцев, демобилизацию воинских формирований оппозиции с предоставлением им возможности влиться в ряды вооруженных сил республики. Предусматривалось, что представителям оппозиции выделяется 30% должностей в центральном аппарате и они включаются в местные органы власти. Для наблюдения над ходом выполнения Общего соглашения создавалась Комиссия по национальному примирению (КНП) на паритетных началах.

Заключение мира имело исключительно важное внутриполитическое и международное значение. Правда,его реализация затягивалась, а намеченные на 1998 парламентские выборы были перенесены на 1999, а затем на 2000. Представители ОТО в знак протеста на время не раз выходили из состава КНП. Лишь к лету 1999 были выполнены основные положения военного протокола к соглашению. Однако оппозиция не получила обещанного количества мест в правительстве и возможностей для агитации в ходе кампании по выборам президента в ноябре 1999 (в последний момент она отказалась от участия в них; за ее представителя Д.Усмона отдали голоса 2%). Состояние гражданской войны в целом было преодолено к началу 2000. На парламентских выборах в марте ведущая сила бывшей ОТО – Исламская партия возрождения – получила лишь 3 мандата.

Стабилизация политического положения в 2000–2005 сопровождалась определенным хозяйственным возрождением, однако оно не привело к достижению прежнего уровня развития экономики. Не произошло и заметного улучшения материального положения масс – за чертой бедности по национальным критериям остаются 86% жителей.

Неблагополучным остается положение с правами человека. Судебная система не обладает независимостью, нередки случаи преследования политических противников режима. Значительна активность запрещенной радикально-исламской «Хизб-ут-Тахрир» (см. Государственный строй и политика). Особую популярность она имеет в преимущественно узбекских районах.

Вместе с тем, перспективы для дальнейшего укрепления общественной консолидации и экономического развития, безусловно, имеются. Выборы в парламент, при всем их несовершенстве, показали, что у населения сохраняется память о бедствиях войны, кризиса и разрухи, и оно в целом выступает за сохранение стабильности и порядка. Несколько сгладились регионально-этнические противоречия, на первый план выходят вопросы демократии и социально-экономической стратегии.

Реформы, начатые М.С.Горбачевым, ослабили жесткий контроль над обществом и создали предпосылки для возникновения открытой оппозиции режиму. Вскоре Горбачев освободил от должности первого секретаря КПТ Рахмона Набиева, назначенного на этот пост Л.И.Брежневым.

В республике ширились оппозиционные выступления, свидетельствовавшие о росте национального самосознания таджиков. Они критиковали систему централизованного планирования хозяйства как наносящую вред экономике и окружающей среде, а руководство Таджикистана – за его медлительность в проведении реформ. Выдвигалось требование разрешить открыто исповедовать ислам и отменить ограничения, наложенные советским режимом.

Среди населения росло недовольство. В 1989 произошел ряд конфликтов на этнической почве, спровоцированных экономическими трудностями и направленных главным образом против мусульман-нетаджиков. Эти вспышки были локализованы и не сопровождались существенными человеческими жертвами. В середине февраля 1990, после того как правительственные войска разогнали демонстрацию с применением оружия, в Душанбе произошли беспорядки. Демонстранты протестовали против привилегий, которые якобы предоставлялись армянским беженцам из Азербайджана (слухи оказались весьма преувеличенными), а также выражали недовольство политическим руководством за то, что оно медлит с реформами. При разгоне демонстрации с обеих сторон погибли 25 человек, 685 были ранены.

В качестве ответной меры правительство объявило чрезвычайное положение, которое сохранялось до июля 1991. При этом преследовались две цели – достижение порядка и общественного спокойствия и ограничение деятельности политической оппозиции.

Борьба за власть между консервативными коммунистическими лидерами и сторонниками реформ обострилась после путча в Москве в августе 1991. Поддержавший путчистов президент Махкамов 31 августа был вынужден оставить свой пост под давлением массовых выступлений населения и внутрипартийной борьбы.

После отставки Махкамова исполняющим обязанности президента стал К.Аслонов, председатель Верховного совета республики; он издал декрет, запрещающий деятельность КПТ. Однако 23 сентября Верховный совет, в котором большинство составляли коммунисты, отменил запрет, ввел чрезвычайное положение и вынудил Аслонова уйти в отставку. Депутаты-коммунисты выдвинули на пост президента Рахмона Набиева. Эти действия вызвали такую волну протестов, что через неделю Верховный совет вынужден был отменить чрезвычайное положение и вынести решение о «приостановке» (опять-таки временной) деятельности КПТ. Выборы на многопартийной основе состоялись 24 ноября 1991. В них участвовало семь кандидатов, и победу на них одержал Набиев, набравший 57% голосов.

Репрессивные меры, к которым с самого начала прибегло правительство Набиева, в начале 1992 спровоцировали массовые демонстрации, перешедшие в мае в воореженные столкновения. Набиев был вынужден вступить в переговоры с оппозицией и согласиться на формирование коалиционного правительства и выборы нового законодательного органа, в котором коммунисты не имели бы явного перевеса. Вскоре после создания коалиционного правительства консерваторы-коммунисты начали вооруженные действия против сил оппозиции на юге страны. Летом 1992 в стране разгорелась гражданская война. В начале сентября 1992 отряд вооруженной молодежи захватил Набиева в душанбинском аэропорту и вынудил его заявить о своей отставке. Исполняющим обязанности президента стал Акбаршо Искандаров, председатель Верховного совета республики; в ноябре он ушел со своего поста в надежде, что это успокоит консерваторов. Верховный совет, в котором по-прежнему преобладали противники реформ, упразднил пост президента. Лишившись руководства Набиева, антиреформисты продолжали вооруженную борьбу и 10 декабря 1992 захватили Душанбе. Победители избрали председателем Верховного совета Эмомали Рахмонова. В 1994 была подготовлена новая конституция, восстанавливавшая пост президента. В ноябре 1994 в результате проходивших одновременно (с множеством нарушений) референдума и президентских выборов эта конституция была одобрена и Рахмонов был избран президентом Таджикистана. В феврале-марте 1995 прошли выборы в новый законодательный орган, Маджлиси Оли.

Гражданская война и последовавшие за ней гонения на противников режима вынудили около полумиллиона жителей бросить свои дома; они бежали в другие районы Таджикистана и в страны СНГ, а ок. 50 тыс. человек – в Афганистан. Тысячи жителей погибли во время вооруженных конфликтов. Среди них были и участники военных действий как с одной, так и с другой из противоборствующих сторон, но большинство составили мирные жители.

Современную ситуацию в Таджикистане можно охарактеризовать как нестабильную. В отдельных районах республики возникают вооруженные конфликты, проводятся террористические акции.

ЛИТЕРАТУРА

Таджикистан. М., 1968
Гасуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 1989
Назаризоев М.Н., Соломонов А.М. Социально-экономическое развитие Таджикистана. Душанбе, 1989
Актуальные вопросы географии Таджикистана. Душанбе, 1990
Центральная Азия: пути интеграции в мировое сообщество. Отв.ред. В.Я., Белокреницкий. М., Институт востоковедения РАН, 1995
Абдусамадов Г.С. Становление и развитие рыночных отношений в республике Таджикистан. Душанбе, 1996
В.И.Бушков, Д.В.Микульский. История гражданской войны в Таджикистане. М., Институт этнологии и антропологии РАН, 1996
Патрунов Ф.Г. По Таджикистану: Путеводитель. М., 1997
Центральная Азия: новые тенденции в экономике. Отв.ред. А.И.Динкевич. М., Институт востоковедения РАН, 1998
Олимова С., Боск И. Трудовая миграция из Таджикистана. Душанбе, Международная организация по миграции, 2003

Яндекс.Метрика