Интересен как разработчик учебного типа комментария парафраза (переложения текста): он полагал, что поскольку вся собственно комментаторская работа успешно завершена предшествующим поколением перипатетиков, задачей ученых теперь должно стать составление менее объемистых учебных парафраз. Парафразы Фемистия представляют собой деление текста на главы с объяснением и близким к тексту изложением оригинала; предполагалось, что их следует читать параллельно с чтением соответствующего текста Аристотеля. Иногда он отказывается от узких рамок парафраза для того, чтобы обсудить некоторые дискутируемые в традиции проблемы. В своем наиболее известном комментарии на сочинение О душе он предлагал собственную интерпретацию аристотелевского учения об уме, в частности, он разработал учение о трех умах: актуальном, потенциальном и пассивном, от которых принципиально отграничен вечно деятельный Бог-абсолют (тождествен Богу из 12-й книги Метафизики).
Фемистий оказал влияние на позднеантичных комментаторов Аристотеля, особенно византийских, чья склонность к парафразам объяснима популярностью как экзегетики Фемистия, так и его речей. Его толкования были хорошо известны и на арабском Востоке и на латинском Западе.
Сочинения: Commentaria in Aristotelem Graeca, t. 5. 15. B., 19001903; Schenkl H. et al. (ed.), Themistii orationes quae supersunt, v. 13, Lpz, 1965-74; Themistius. On Aristotle On the Soul, transl. and notes by R.B.Todd. Ithaca, 1996.
См. также АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Мария Солопова
Vanderspoel J. Themistius and the Imperial Court: Oratory, Civic Duty and Paideia from Constantius to Theodosius. Ann Arbor, 1996