Гаман был пророком литературного движения «Буря и натиск» и оппонентом Просвещения. В противовес рационализму Канта подчеркивал значение продуктивной способности чувств. Разделение разума и чувств, играющее существенно важную роль в системе Канта, ввиду его абстрактности представлялось Гаману стерильным и противоречащим нашему языку, в котором эти две «противоположности» слиты. Гаман любил ссылаться на концепцию тождества противоположностей Джордано Бруно (опиравшегося на Николая Кузанского); он обладал поразительной способностью постигать единство вещей, которые анализирующий разум видит четко разделенными, и обвинял философов в разъединении того, что объединено Богом. Всякое познание и действие, по Гаману, должно исходить из конкретных вещей и конкретной личной связи с вещами веры. Разум вторичен: nil in intellectu quod non antea in sensu (нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в чувствах). Природа и откровение (включающие историю и традицию) являются истинными источниками всякого знания.
Гаман был гением вдохновения и оказал непосредственное и глубокое влияние на И.Гердера, познакомив его с английской литературой, особенно с произведениями Шекспира и Оссианом Макферсона; передал Гердеру и движению «Бури и натиска» (через них всему движению романтизма) свои взгляды на сущность языка и поэзии («поэзия первоначальный язык человечества»), склонность к иррациональному и интуитивному, учение о «тотальности» (всецелой вовлеченности), превознесение исступления, страстности, гения, веру в ценность человека как такового и преклонение перед чувством, верой и силами природы. Глубоко религиозный человек, хотя и не принимавший ни ортодоксальных, ни пиетистских взглядов, которые господствовали в его время, Гаман стремился увидеть и открыть божественное начало в вещах и человеческих существах. Его идеи оказали влияние на философию 19 в. Шеллинга, Гегеля, Кьергегора, а также на творчество Гёте.
Гаман И.Г. Пять пастырских посланий о школьной драме. В кн.: Идеи эстетического воспитания, т. 2. М., 1973