Икбала-поэта волновали тайны бытия, красота природы, любовь. Человек в его стихах предстает космическим странником, пытающимся пробить «стеклянный колпак небосвода», чтобы приблизиться к Богу. Одновременно человек совершает путешествие и внутрь себя, обретая, постигая свою сущность, свои божественные качества, способность быть свободным творцом, «наделенной сердцем горстью праха, которой завидуют Луна и звезды». «Сущность природы, считал он, состоит в воле, а не в интеллекте». Тема творчества, вызова силам мироздания, возникшая не без влияния популярных в те годы идей Ницше, пронизывает поэзию Икбала. В поэме Таинства личности мировоззренческая позиция Икбала выражена девизом «Сильная воля в сильном теле», т.е. в организме социума. Человек должен понять, что «мир это не только то, что можно ощутить и познать, но и то, что можно сотворить и переделать». Большая часть его стихов имеет социальное содержание. Но если ранние из них составляют «жалобы», «плачи» (Плач, Плач сироты, Плач единоверцев), то поздние наполнены пафосом протеста, революционной романтики. В поэме Ленин (1935) ее герой обвиняет Бога в несправедливости, царящей в созданном им мире, и принявший упреки Бог повелевает ангелам пробудить народ, чтобы он «потряс основы дворцов». Помыслы поэта, ощущающего в себе пророка, устремлены в будущее: «Мне нет нужды быть услышанным сегодня, я голос поэта завтрашнего дня». Любовь имеет у Икбала смысл прежде всего деятельной силы. Она помогает человеку победить время, руководит его поступками, является путеводной звездой, которая может привести к цели «усталый караван Востока».
Принимая некоторые ценности Запада идеи Реформации, требования научного и технического развития, Икбал негативно относился к современной ему западной культуре, «бездуховность» которой лишила ее нравственных ориентиров. Поэтому в лирическом сборнике Послание Востока (1923), в диалоге двух цивилизаций, преимущество отдается Востоку. Как мусульманин, живший в Индии, Икбал переживал за терпевших притеснения единоверцев. Патриот Индии, не находивший в политике власти действий, помогавших преодолеть индусско-мусульманскую рознь, он стал выступать за независимость мусульманской общины, выдвигать концепцию «мусульманской нации». Но этот нареченный «поэтом и философом Пакистана» мыслитель предостерегал против того, чтобы полностью полагаться на силу национального единства. «Только одно единство надежно, писал он, это человеческое братство, стоящее выше расовых или языковых различий».
Умер Икбал в Лахоре 21 апреля 1938.
Пригарина Н.И. Поэзия Мухаммада Икбала. М., 1972
Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике ХIХХХ вв. М., 1982
Творчество Мухаммада Икбала. М., 1982