Объем литературного наследия Илариона определить непросто в силу краткости и порой анонимности приписываемых ему произведений. В настоящее время безусловно принадлежащими перу митрополита Илариона считаются Слово о законе и благодати, т.н. Молитва и Исповедание веры. Есть основания предполагать участие Илариона в древнерусском летописании. Слово о законе и благодати, которое по праву считается произведением, с которого начинается история древнерусской литературы, было написано не ранее 1037 и не позднее 1051. Не исключено, что оно написано по случаю готовившегося собора епископов в качестве своеобразной программы кандидата в митрополиты. Этим может объясняться и актуально политический характер сочинения, забота о всей Русской земле, о княжеском роде, о возвышении язычества Руси над последователями «закона». Для доказательства величия и исторической значимости деятельности князя Владимира, крестителя Руси, Иларион привлек обильный богословский и церковно-исторический материал, переосмыслив целый ряд положений и цитат книг Св. Писания. Иларион подчеркивает полную самостоятельность Руси и Русской церкви, увязывая крещение Владимиром Руси с непосредственным Божьим побуждением. Произведение русского митрополита, проникнутое высокими помыслами, передает духовную атмосферу эпохи.
См. также МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Розов Н.Н. Иларион. В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 1. Л., 1987
Кузьмин А.Г. «Мудрость бо велика есть…». В кн.: Златоструй. Древняя Русь 1013 веков. М., 1990
Библиотека Литературы Древней Руси, т. 1. СПб, 1997
Мюллер Л. Понять Россию. Историко-культурные исследования. М., 2000