
1. Санскары в значении «деланий», «очищений», «усовершенствований» (отсюда термин «санскрит» «отделанный» грамматистами язык), т.е. результатов целенаправленной деятельности, главные домашние обряды, через которые должен был пройти «дваждырожденный» (представитель первых трех варн), чтобы быть «хорошо отделанным» для прохождения основных этапов жизни и быть подготовленным для следующего рождения в соответствии с верой в «закон кармы». Истоки санкскар-обрядов восходят к поздневедийскому периоду, но систематизируются только на стадии специальных ритуальных текстов Грихьясутр и Дхармасутр (ок. середины I тыс. до н.э.) и Дхармашастр. Число предписываемых санскар варьирует от 12 до 40. Наиболее устоявшейся считается схема 16 основных обрядов, в результате которых вся жизнь «дваждырожденного» осмысляется как единый цикл жертвоприношений. Среди них три санскары совершаются для человека еще до его рождения: обряды, призванные обеспечить благополучное зачатие (гарбхадхана), обеспечить рождение именно мальчика (пумсавана) и разделение волос будущей матери (симантоннаяна) чтобы отогнать злых духов. Шесть санскар совершаются над родившимся ребенком: церемония в связи с самим рождением (джатакарма), наречение имени (намакарана), первый вынос на улицу (нишкрамана), обряд первого кормления (аннапрашана), церемония стрижки (чудакарана), обряд прокалывания ушей (карнаведха). Пять обрядов «усовершенствуют» человека во время обучения: начало изучения алфавита (видьярамбха), главный обряд инициации «нового рождения» (упанаяна), начало изучения Вед (ведарамбха), бритье бороды (кешанта) и обряд омовения в конце ученичества (снана). Оставшиеся санскары связаны со свадебным обрядом (виваха) и с «последним жертвоприношением» похорон (антьешти).
2. Санскары в противоположном значении подсознательных, инерционных механизмов психики (инерционное движение физического тела также называется санскара) составляют понятие, исследовавшееся теоретиками йоги. Вьяса, автор Йогасутра-бхашьи (6 в.) нормативного комментария к сутрам йоги, определяет их как бессознательные отпечатки-остатки предшествующих действий (совершенных в этой и прошлых жизнях), которые определяют память (типично инерционное явление) и, в свою очередь, обусловливаются ею. Кроме санскар как причин памяти и аффектов в виде бессознательных следов в сознании, различались и другие причины созревания плодов кармы в виде дхармы и ее противоположности. Cанскары оказывают значительное воздействие на ориентацию индивида, так как прошлый опыт удовольствий создает расположенность к ним, а опыт страданий к страданиям, но оба фактора обусловливают предрасположенность к действиям, а санскары как таковые заставляют человека мыслить: «Я есмь», «Это мое», «Я знаю» и т.д., а значит и отождествлять духовное начало с тем, что ему непричастно. Cанскары пребывают в разных режимах активности, и более выявленные подавляют более латентные. Хотя в целом они обусловливают нахождение в сансаре, составляя один из механизмов «закона кармы», среди них есть более благоприятные, которые препятствуют другим, более аффектированным санскарам.
См. также ВАРНЫ; ИНДУИЗМ; ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ; КАРМА; МОКША; САНСАРА.
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1982
Классическая йога («Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). М., 1992