ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

ШПЕТ, ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ (1879–1937), русский философ. Родился 25 марта (6 апреля) 1879 в Киеве. Учился на физико-математическом и историческом факультетах Киевского университета. Участвовал в революционной деятельности, был арестован и осужден. После освобождения из тюрьмы продолжил учебу, участвовал в работе психологического семинара Г.И.Челпанова. Первый значительный труд Шпета – монография Проблема причинности у Юма и Канта (1907). В 1907–1910 преподавал в Московском университете, на Высших женских курсах, в университете Шанявского. В 1910–1911 стажировался Геттингенском университете, слушал лекции Гуссерля. «Феноменологический» период в творчестве Шпета открывает его книга Явление и смысл (1914), представляющая собой критический анализ сочинения Гуссерля Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. В 1916 Шпет защитил в Московском университете магистерскую диссертацию История как проблема логики. С 1917 издал философский ежегодник «Мысль и слово», где опубликовал ряд оригинальных работ: Мудрость или разум?, Скептик и его душа и др. В 1918 завершил свой главный труд Герменевтика и ее проблемы. В послереволюционные годы Шпет участвовал в работе Московского лингвистического кружка, его идеи оказали влияние на Р.Якобсона, Р.Шора и др. В 1921 был отстранен от преподавания в Московском университете, но некоторое время сохранял связь с университетом благодаря деятельности созданного им «Этнографического кабинета». В 1922 вышли в свет его Очерки развития русской философии. С 1923 по 1929 Шпет возглавлял Отделение философии в Российской академии художественных наук (с 1927 – Государственная академия художественных наук). В последние годы жизни много занимался переводами (Диккенса, Байрона, Шекспира; осуществил перевод Феноменологии духа Гегеля). В 1935 был арестован и сослан в Енисейск, а затем в Томск. Шпет был расстрелян в Томске 16 ноября 1937.

Перспективы философского развития Шпет связывал с направлением, которое он называл «положительной философией». В работе История как проблема логики задача «положительной философии» формулируется как обоснование и оправдание действительности, признание ее изначальной, онтологической подлинности. В конечном счете критерием истинности такого «положительного» обоснования признаются интуитивные очевидности, универсальные принципы аксиоматического типа. Действительность может быть воспринята и понята только в своем единстве – вся, во всех своих проявлениях. Вопрос о «подлинном» и «мнимом» носит относительный характер: все зависит от точности подхода, от точности определения места того или иного явления в структуре действительности. «Иллюзорному» и «мнимому» также найдется место в мировом универсуме, надо только уметь его найти. К «положительному» направлению в мировой философии Шпет относил Платона, Декарта, Лейбница, Гегеля; «отрицательное» же направление связывал с именами Протагора, Локка, Юма, Канта. В феноменологии Гуссерля Шпет усматривал основу для постижения различных феноменов (состояний) действительности и верного выбора философского «пути» в мире символических связей и иерархических отношений. В поздний период творчества особое внимание уделял философии языка и проблемам герменевтики.

См. также РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Шпет Г.Г. Проблема причинности у Юма и Канта. Ответил ли Кант на сочинения Юма? Киев, 1907
Шпет Г.Г. Логика, ч. 1–3. М., 1912
Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., 1914
Шпет Г.Г. История как проблема логики: Критика и методология исследования, ч. 1. Материалы. М., 1916
Шпет Г.Г. Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921
Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М., 1927
Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989
Шпет Г.Г. Философские этюды. М., 1994

Яндекс.Метрика