Корреспондирующий с универсальной мировоззренческой метафорой «ткани бытия» (см. ЦЗИ-ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ) исходный смысл словосочетания «цзин вэй» ткацкоделательный: «цзин1» означает нити основы ткани, на которые накладываются, пересекая их, нити утка (вэй3). Производство ткани (сети) в китайской культуре, как и во многих других, ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. латинское textus «сплетение», «ткань»); в частности, китайская традиция возводила возникновение иероглифической письменности к так называемому узелковому письму. В коррелятивной символике традиционной китайской философии и науки (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) направление цзин1 соотносится с Небом (тянь) и последовательностью нечетных («небесных») чисел, а вэй3 с Землей и последовательностью четных («земных») чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным 2.
Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары цзин вэй первый член (цзин1). Он стал обозначением главного форманта культуросозидающей деятельности писаного «канона», а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности «канона», которая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории «канон» (цзин1) описывалась и общекосмическая девятеричность: «Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей» (Люй-ши чунь цю, 3 в. до н.э.).
Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопической концепции «колодезных полей» (цзин тянь): «колодцем» (цзин6) называлась идеальная административно-производственная единица, территориальной основой которой якобы была система из девяти квадратных полей, взаиморасположение которых непосредственно изображает данный иероглиф: = . «Колодец» рассматривался как основание универсальной квадратно-девятеричной структуры, делящей пространство от уровня сельской общины до уровня всей земной поверхности, состоящей из девяти материков (Мэн-цзы, 43 вв. до н.э.; Чжоу ли, 52 вв. до н.э., Цзоу Янь, 43 вв. до н.э.). Возможно, пути семантической эволюции иероглифов «цзин1» («основа», «канон») и «цзин6» («колодец») были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению нормативной квадратно-девятиклеточной структуры. Такая «колодезно-каноническая» структура лежит в основе универсальной общеметодологической классификационной схемы системы триграмм и гексаграмм (см. ГУА): схематической моделью триграмм является девятиклеточный квадрат: , и т.д.
В традиционной науке универсальная сеть цзин вэй строго ориентирована по сторонам света: «[Продольные линии] основы имеют [направления] на юг и север, [поперечные линии] утка имеют [направления] на запад и восток» (Ян Сюн, 53 до н.э. 18 н.э.). Развивший подобные взгляды последователь Ян Сюна выдающийся ученый Чжан Хэн (78139) стал родоначальником количественной картографии, основанной соответственно на прямоугольной сетке координат.
Представление о цзин вэй как упорядочивающей «сети» отразилось в теории китайской медицины. Термин «цзин1» имеет в ней значение «меридиан, главный канал» и относится к 12 основным парафизиологическим «руслам», по которым осуществляется суточная циркуляция «пневмы» (ци1) в организме. Аналогия с цзин вэй просматривается в названии системы главных и второстепенных «каналов» «энергетического каркаса» организма: «цзин ло» («меридианы и коллатерали»).
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994