ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Философия

ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ (Flavius Claudius Julianus) (331–363) – римский император (361–363), родился в Константинополе, племянник основателя Византийской империи Константина I Великого, почитатель платонической философии, за обращение из христианства в язычество получил у церковных историков прозвище «Отступник». Предпринял попытку возродить языческий политеизм в качестве новой государственной религии, упорядочив его средствами неоплатонической философии. При этом Юлиан избегал прямого преследования христиан, проводил политику веротерпимости, надеясь разгромить христианство идейно. Сам он в юности получил эллинистическое воспитание, учился у знаменитых философов (Эдесий, Максим Эфесский, Хрисанфий из Сард) и риторов (Либаний) своего времени; в 355 в Афинах был посвящен в Элевсинские мистерии (см. также ЭЛЕВСИН).

При недолгом правлении Юлиана возобновились языческие жертвоприношения, был восстановлен античный пантеон богов, зазвучали древние оракулы, проводились мистерии и обряды. Античная философия, языческая мистика и восточные культы переплелись в мировоззрении Юлиана в собственное учение, главной доминантой которого стал культ Солнца. Различая, по образцу Ямвлиха, миры умопостигаемый, мыслящий и чувственный, Юлиан средоточием каждого из них считал бога-солнце; солнце чувственного мира было для него только отражением солнца умопостигаемого мира. Наиболее значимые произведения – К царю Солнцу, К Матери богов, Против галилеян (направленный против христиан и, в особенности, против епископа Кирилла Александрийского), Пир. В своей полемике с христианами Юлиан стремился показать невозможность обожествления никакого человека, невозможность даже мысли о богочеловеке.

Сочинения Юлиана (речи, гимны, беседы, письма) несут на себе отпечаток и в значительной степени программу грядущих преобразований. Однако его реформам не суждено было воплотиться, 26 июня 363 он умирает от раны во время военного похода против парфян в Персии. Последующая традиция приписывает ему предсмертные слова «Ты победил, Назаретянин!», в которых зафиксирована реальная историческая победа христианства и неудача неоязыческой реформы Юлиана, на штандартах римских легионов которого остался девиз «Soli invicto» (непобедимому Солнцу). См. также АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Сочинения: Император Юлиан. Письма. – Вестник древней истории, 1970, № 1–3; Против христиан. (Отрывки). – В кн.: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990

Мария Солопова

ЛИТЕРАТУРА

Розенталь Н.Н. Юлиан Отступник. Трагедия религиозной личности. Пг., 1923
Аверинцев С.С. Император Юлиан и становление «византинизма». – В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1–2. М., 1988
Геродиан. История императорской власти после Марка. СПб, 1995
Геродиан. История императорской власти после Марка. СПб, 1995
Бенуа-Мешен Ж. Император Юлиан, или Опаленная мечта (пер. с франц.). М., 2001

Яндекс.Метрика