Предложенная Зеноном трехчастная схема построения и изложения учения логика-физика-этика подчеркивала значение этики и стала господствующей в школе. В теории познания Зенон разработал учение о «постигающем представлении» как критерии истины. В физике сформулировал учение о двух началах, четырех элементах, о всеобщей телесности космоса и всепроникающей огненно-воздушной пневме, благодаря которой космос един и сам себя ощущает; о причинности и космических циклах, каждый из которых заканчивается мировым пожаром. Он уделил внимание также телеологии, мантике и учению о судьбе. Согласно Зенону, человек состоит и души и тела, душа есть тонкая горячая пневма, особым образом организованная. В душе есть 8 частей (основная разумная «ведущая», располагается в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность). В этике сформулировал «конечную цель» «жизнь согласно с природой», а также наметил основные параметры учения о благе и морально «безразличном». Единая добродетель понималась им как знание вещей божественных и человеческих и как совершенное состояние души, которой довольно для счастья. Формальным завершением этики служит учение о мудреце человеке, который ни в чем не испытывает нужды, ибо он достиг интеллектуально-нравственного совершенства в покорности «судьбе». В политике Зенон предложил учение о «космополисе» всемирном сообществе разумных существ (богов и людей). Гражданское достоинство членов такого государства обеспечивается не происхождением или социальным положением, а добродетельностью.
Мария Солопова
Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995
Фрагменты ранних стоиков. Изд. А.А. Столяров. Т. I. М., 1998