Обычно Феокрита считают певцом прежде всего пастушеской жизни, хотя к пасторалям можно отнести лишь треть идиллий. Буколические стихотворения лишь раздел имеющих более широкую тематику драматических картин, то в монологической, то в диалогической форме изображающих как деревенскую, так и городскую жизнь. Постоянный элемент этих драматических сцен вставная песнь, исполняемая или одним певцом, или двумя певцами попеременно. Такие песни мы находим в Тирсисе, Песне, Пастухах, Песнях козопаса, Празднике жатвы и Жнецах, изображающих сельскую жизнь, и входят они в городские сцены Колдуний и Сиракузянок.
Свободные по своему сюжету лирические стихотворения и другие, близкие к ним по жанру образуют вторую группу Идиллий. Два любовных стихотворения, написанные на эолийском диалекте и с использованием эолийской метрики, вдохновлены лирической традицией Лесбоса; третье эолийское стихотворение сопровождало прялку, посланную Феокритом в подарок жене Никия. Еще одно любовное стихотворение, Возлюбленный, написано на ионийском диалекте вместо предпочитавшегося Феокритом дорического. Два придворных послания, Хариты, посвященные Гиерону, и Энкомий Птолемею, мало что прибавляют к репутации поэта.
Третья группа Идиллий представлена короткими произведениями, разнообразно трактующими мифологические сюжеты. Киклоп и Гилл посвящены Никию, оба этих произведения представляют собой мифологические любовные истории, изложенные в форме посланий. Первое стихотворение повествует о том, как Полифем пытался облегчить свои любовные муки, сочиняя песни для Галатеи, которую он полюбил; из второго стихотворения можно видеть, что любовью был побежден даже сильнейший из людей, Геракл. Эпиталамий Елены мог быть отчасти вдохновлен Стесихором, а отчасти Эпиталамиями Сафо; стихотворение Диоскуры типично александрийская попытка освоения уже существующих форм, отчасти драматическая, отчасти повествовательная, а Геракл, убивающий льва производит впечатление незавершенного наброска, состоящего из трех не связанных между собой эпизодов.
Пасторальные произведения Феокрита, возникшие из хорошо известных ему народных сицилийских песен, оставляют, несмотря на искусственную форму, впечатление силы и свежести, которых не хватало всем его последователям. Живость таких драматических сцен, как Сиракузянки, или Женщины на празднестве Адониса, многим обязана восходящей к Эпихарму и Софрону сицилийской традиции изображать на сцене обыденную жизнь. В своих эллинистических переработках эпических тем Феокрит мог вдохновляться примером Стесихора, который творил еще в 6 в. до н.э. Омертвляющее влияние Александрии почти не коснулось Феокрита, разве что в Энкомии Птолемею. Лучшие его произведения служат свидетельством счастливого совпадения в одном лице любителя природы и художника, замечательно осуществленного поэтом синтеза реализма и условности
Буколическая традиция, начало которой положил Феокрит, многим обязана его прямому или косвенному влиянию. Мосх и Бион развивали этот жанр по-гречески; среди римлян очевидна зависимость от Феокрита Вергилия, от которого эта традиция перешла к Кальпурнию и Немезиану. С 16 в. влияние Феокрита начало распространяться в Западной Европе.
Семенов А.Ф. Введение к чтению Феокрита. Киев, 1896
Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1958
Феокрит. Идиллии и эпиграммы. М., 1998