ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Литература

НАЗЫМ ХИКМЕТ РАН (1902–1963) – турецкий поэт, писатель, сценарист, драматург и общественный деятель.

Родился 20 января 1902 в Салониках в аристократической семье, в раннем возрасте познакомился с суфийской поэзией, что оказало влияние на формирование его эстетических вкусов и нравственных качеств. В 12 лет написал первое стихотворение Из уст моряка, с 15 лет начал публиковать отдельные стихотворения.

Будучи офицером-стажером на крейсере, заболел плевритом, и был признан негодным к военной службе. В 1920 уехал из оккупированного союзниками – англичанами и французами – Стамбула в Анатолию, где в это время находился центр национально-освободительного движения, возглавляемого Кемаль-пашой (Кемалем Ата-тюрком). Здесь преподавал в лицее г.Болу. Воодушевленный происходящими в России событиями и под влиянием революционных идей, едет в Батум, затем – в Москву. Здесь поступает учиться в Коммунистический университет трудящихся Востока на факультет «Экономика и общественная жизнь» (1922–1924). В 1922 вступил в коммунистическую партию.

В 1924 возвратился в Турцию, работал в журнале «Айдынлык». В его стихотворениях этого периода присутствуют элементы футуризма, одним из первых в турецкой поэзии начинает использовать акцентный стих и верлибр.

В 1927 снова приезжает в СССР. В Баку в 1928 выходит первый поэтический сборник Хикмета Песня льющих солнце.

Вернувшись в 1928 в Турцию, погружается в бурную литературную жизнь – выходят сборники стихов о тяжелой доле турецкого народа 835 строк (1929), Варан-3 (1930), 1+1=1 (1930), Город, потерявший голос (1931), в которых звучит призыв к борьбе за новые идеалы и воспевается революция. В поэме Джиоконда и Си-Яу (1929) и романе в стихах Почему Бенерджи покончил с собой? (1932) Хикмет выступает против империалистической колониальной политики. Судьбам человека в обществе посвящены пьесы Череп (1932), Дом покойника (1932), Забытый человек (1935). В поэтическом сборнике Портреты (1935), поэме Письма к Таранта Бабу (1935), публицистическом эссе Немецкий фашизм и расовая теория (1936) разоблачается фашизм и его турецкие последователи.

Творчество и коммунистические взгляды Хикмета вызывают все большее недоверие у пришедшего к власти националистического режима. После выхода сборника стихов Телеграмма, поступившая ночью (1932) с призывом к турецким коммунистам быть стойкими в борьбе за демократию, он был осужден на 5 лет тюрьмы (через год освобожден по амнистии). В дальнейшем после выхода каждой книги его приговаривали к очередному тюремному заключению.

Последняя из опубликованных в Турции при жизни поэта книга Поэма (дестан) о шейхе Бедреддине, сыне кадия Шимавне (1936) с приложением брошюры Национальная гордость (сокращенный перевод работы Ленина О национальной гордости великороссов), написанная в тюрьме города Бурса, посвящена реальному историческому лицу. В книге прослеживается связь коммунистических взглядов автора и принципов суфийской философии. В сочинении речь идет о том, как в начале 15 в. суфийский наставник шейх Махмуд Бедреддин толковал Коран, исходя из суфийского учения о единстве вселенной и равенстве всех людей перед Всевышним. Он возглавил восстание на севере Османской империи, восставшие создали свое, справедливое общественное устройство, обобществили землю и богатства, провозгласили равенство людей.

В 1938 Хикмет был осужден на 28 лет тюремного заключения. В тюрьме были написаны эпопея Человеческая панорама (1941–1961) – поэтическая история 20 века, опубликованная на турецком языке только в 1966–1967, а также поэтический цикл Письма из тюрьмы, пьесы Легенда о любви, Иосиф Прекрасный. В 1950 турецкое правительство под нажимом мировой общественности освободило поэта. Всего он провел в тюрьмах около 17 лет. Едва выйдя из заключения, Хикмет узнал о готовящемся против него заговоре и на рыбацкой лодке ушел в открытое море, где был подобран пароходом, следовавшим в Румынию.

В 1951, лишенный турецкого гражданства, прилетел из Бухареста в СССР, который отныне стал его второй родиной. Здесь Хикмет убеждается, что действительность зачастую противоречит провозглашенным идеалам.

В СССР были созданы пьесы Рассказ о Турции (1952), Чудак (1955) – в последней, как и в написанной в 1935 в Турции пьесе Всеми забытый, речь идет о неизбежности столкновения творческой личности и общества. В пьесе А был ли Иван Иванович? (1956) в центре внимания автора – проблема мертвящей силы бюрократии и культа личности. По сценариям Назыма Хикмета в СССР были сняты фильмы Двое из одного квартала (1957), Влюбленное облако (1959), Мир дому твоему (1963), поставлен балет Легенда о любви (музыка А.Меликова). В 1950 он стал лауреатом Международной премии Мира, был членом Бюро (с 1951) и Президиума Всемирного Совета Мира (с 1959).

Умер 3 июня 1963 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество Назыма Хикмета оказало большое влияние на развитие турецкой поэзии – он ввел свободный стих, экспериментировал с поэтической формой. Турецкие литературоведы считают его крупным реформатором турецкого поэтического языка. Ораторская манера письма и патетичность, характерные для раннего периода творчества, позже уступили место глубокой лиричности. Существуют песни, написанные на стихи Хикмета. Ему посвящены книги, исследования, воспоминания. Литературное наследие Хикмета переведено на многие языки мира, пьесы идут в театрах Европы, Америки и Азии.

Издания: Назым Хикмет Ран. Избранное. М., Художественная лиртература, 1974; Человеческая панорама. М., Иностранная литература,ne 1962.

ЛИТЕРАТУРА

Горбаткина Г.А. Пьесы-легенды Назыма Хикмета. М., Наука, 1965
Фиш Р.Г. Назым Хикмет. М., Молодая гвардия, 1968

Яндекс.Метрика