РАЙС, ЭЛМЕР Л. (Rice, Elmer L.; наст. имя Элмер Райзенстайн, Reizenstein) (18921967), американский драматург. Родился 28 сентября 1892 в Нью-Йорке. Окончив в 1912 Нью-Йоркскую школу права, некоторое время работал адвокатом, затем решил посвятить себя литературе. В хорошо принятой первой пьесе, криминальной мелодраме
Суд (
On Trial, 1914), автор применил прием наплывов-воспоминаний и вращающуюся сцену; как и все последующие, пьеса была экспериментальной по форме и бунтарской по духу. Эти качества особенно наглядно проявились в пьесе
Счетная машина (
The Adding Machine, 1923). За
Тесным сотрудничеством (
Close Harmony, 1924), написанным совместно с Дороти Паркер (18931967), и
Забиякой Робином (
Cock Robin, 1928), созданной с Ф.Барри (18961949) пьесой-детективом, последовали мелодрама
Подземка (
The Subway, 1929) и самое известное произведение Райса
Уличная сцена (
Street Scene, 1928), изображающее жизнь обитателей нью-йоркских меблированных комнат. Пьеса получила Пулитцеровскую премию (1929), в 1947 К.Вайль и Л.Хьюз сделали по ней известный мюзикл. Райс также написал развлекательную комедию
Увидеть Неаполь и умереть (
See Naples and Die, 1929), пьесу
Левый берег (
The Left Bank, 1931) о жизни американского писателя в Париже и
Адвокат (
Counsellor-at-Law, 1931) реалистическую драму о трудностях, выпадающих на долю честного юриста. Сочувствие угнетенным выразилось в пьесах
Мы, народ (
We, the People, 1933) и
Судный день (
Judgment Day, 1934). В
Мечтательнице (
Dream Girl, 1945) приемами экспрессионизма показаны девичьи сны наяву. Другие пьесы Райса:
Меж двух миров (
Between Two Worlds, 1934),
Не для детей (
Not for Children, 1936),
Большое путешествие (
The Grand Tour, 1951) и
Любовь среди развалин (
Love among the Ruins, 1963). В 1963 Райс написал автобиографию
Особое мнение (
Minority Report). Умер Райс в Саутгемптоне (Англия) 8 мая 1967.
См. также АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ.
ЛИТЕРАТУРАРайс Э.Л. Нью-Йорк. М., 1935
Райс Э.Л. Драмы улицы. М., 1960